4 июня 2019 г. в «Единстве» за номером 45 была опубликована статья под заголовком «А вы читаете договоры?». В ней житель станицы Павловской Петр Курбала рассуждает о содержании договоров на холодное водоснабжение, которые заключают жители с местным предприятием ЖКХ.

В соответствии с законом о СМИ МУП ЖКХ Павловского сельского поселения, о котором идет речь в заметке, имеет право на ответ и опровержение сведений, которые были опубликованы в заметке.

Этим правом предприятие воспользовалось.

Приводим текст опровержения

(стиль сохранен):

«Типовая форма гражданско-правового договора «о предоставлении коммунальный услуги холодного водоснабжения потребителям», заключаемого МУП ЖКХ с потребителями, не противоречит нормам действующего законодательства. Данный договор является публичным, и ознакомиться с условиями договора можно на сайте МУП ЖКХ.

В статье указано, что за разъяснениями павловчанин обратился в администрацию Павловского сельского поселения, и ему дали ответ, что в 2009 году вступил в силу Федеральный закон № 361, согласно которому граждане не обязаны переносить уже установленные приборы учета на границу балансовой принадлежности. Однако МУП ЖКХ не располагает сведениями о Федеральном законе № 361, а руководствуется нормами действующего законодательства:

– Жилищным кодексом Российской Федерации;

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Федеральным законом от 07.12.2011 г.  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

– Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту ФЗ               № 261);

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту Правила № 354).

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее по тексту Постановление № 776).

Хотелось бы отметить, что на основании п. 1 ст. 13 ФЗ № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения. Исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Данный закон распространяет свое действие на объекты уже подключенные на день вступления в силу настоящего закона, это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 34 Правил № 354, потребитель обязан:

г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.

Согласно действующего законодательства граница балансовой принадлежности – линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Установка прибора учета холодной воды на границе сетей исключает неполный учет потребления абонентами холодной воды, несанкционированные подключения, а также исключает споры по оплате за утечку воды.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 416 «Коммерческому учету подлежит: количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения…». Согласно п. 5 Закона № 416, «приборы учета воды… размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами…».

Согласно п.14 Постановления № 776 «приборы учета воды размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента с организацией».

На основании п. 21 Постановления № 776 «в случает если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее,  холодное водоснабжение абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета».

В связи с вышеуказанным границей балансовой принадлежности сетей является место врезки (точка подключения) подводящих сетей к домовладениями в муниципальный магистральный уличный водопровод (система центрального водоснабжения)».

 

В домах с водомерами

От редакции. В статье «А вы читаете договоры?» упоминается ФЗ № 361. Это опечатка. Приносим извинения автору письма, администрации Павловского сельского поселения, чей ответ был процитирован, МУП ЖКХ и читателям газеты. В заметке, конечно же, идет речь о законе ФЗ № 261 «Об энергосбережении…».

В письме МУП ЖКХ говорится в основном об обязательном  учете  потребленных ресурсов с применением измерительных приборов. Но наш читатель описывал ситуацию с домовладениями  с  уже установленными водомерами.

В ответе руководства  МУП ЖКХ мы не увидели, где можно прочитать об  императивном (обязательном, принудительном)  переносе имеющихся водомеров.

Зато  есть цитата  из  п. 21 Постановления № 776, в которой содержится  фраза: «в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации… то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета».

Расчёт потерь в сетях водоснабжения  при этом должен производится по формулам приложения № 5 Методических указаний и зависит от протяженности, диаметра и материала труб водопровода. Если мы правильно прочитали этот пункт, получается, что  счетчик все-таки может оставаться  в доме, где был ранее установлен, только дополнительно  помимо потребленных кубометров воды придется оплачивать и потери в трубах от места врезки в магистральный водопровод до водомера.

В договоре на водоснабжение, который размещен на сайте МУП ЖКХ Павловского сельского поселения на момент написания материала,  мы не нашли  такого способа расчета за потребленный ресурс.  Хотя в приложении к Постановлению № 645 в типовом договоре  он есть  в пункте под  № 8.

Кстати, пункт 9 Постановления № 776 гласит: «используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома».

Решение суда

В 2013-м прокурор Павловского района обратился в суд в интересах Константина Сербина, являющегося инвалидом, к МУП ЖКХ Павловского сельского поселения о признании незаконными действий по обязанию абонента  перенести и установить водяной счетчик на место присоединения к магистральному водопроводу в соответствии с положениями законодательства об энерго­сбережении.  Решением Павловского районного суда от 28.03.2013 г. в удовлетворении заявления прокурора было отказано.

Не согласившись с решением суда, прокурор внес апелляционное представление, в котором указал, что Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с организацией учета энергопотребления абонентов, сети которых на момент вступления данного закона в силу оборудованы соответствующими приборами учета. Закон не устанавливает императивной обязанности по переносу уже установленных и должным образом принятых приборов учета на границу балансовой принадлежности сетей. Названный закон понуждает обеспечить только наличие приборов учета. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих перенести уже эксплуатируемые приборы учета на границу балансовой принадлежности.

Определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 11.06.2013 апелляционное представление прокурора удовлетворено, решение суда от 28.03.2013 отменено, по делу вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

Решение суда вступило в законную силу.

Об этом  на страницах «Единства» от 27 июня 2013 года сообщил помощник прокурора  И. Бондарович.

Что делать потребителю

Этот вопрос мы адресовали юристам.  Вот что они уточнили:

Договор на оказание услуги водоснабжения относится к числу тех, что вступают в действие по факту начала оказания услуг. Таким образом, собственники домов, где уже установлены водомеры,  фактическим  имеют договорные отношения с поставщиком услуги водоснабжения.

В рамках этих отношений было согласовано и место расположения счетчиков. Ведь они были раньше опломбированы, их показания принимались для расчета потребления.

Изменить существенные условия договорных отношений можно лишь по доброй воле обеих сторон.

Если сделать поверку, опломбировать новый прибор  коммунальщики отказываются, то надо обратиться  в прокуратуру  с заявлением о подобных действиях ресурсоснабжающей организации.

Получив проект договора,  возьмите его с собой.  Дома внимательно почитайте,  обсудите его пункты с юристом или изучите самостоятельно,  составьте протокол разногласий (если таковые имеются), в котором укажите,  с какими пунктами вы не согласны и на что их надо заменить. Затем эти пункты надо согласовать со второй стороной.

Помните, ваши устные заявления, разговоры по телефону и пр. юридической силы не имеют. Вы должны вести общение только в письменной форме, как и при обращениях в государственные  органы.

Чтобы не запутаться, не пропустить сроки и правильно оформить бумаги, лучше всё-таки обратиться к юристам.

Правовая оценка

Письма наших читателей, МУП ЖКХ,  мы направили в вышестоящие организации. В частности, в Государственную жилищную инспекцию края с просьбой дать правовую оценку сложившейся ситуации.