Остался молодым

Петр Михайлович Коновалов родился в Незамаевской. Здесь прошли его детство и ранняя юность. 21 июня 1941 года на выпускном вечере Петя получил аттестат зрелости об окончании школы на то время под номером один. Через несколько дней он уже был в рядах Красной Армии.

Служил парень в танковом полку, водил боевую машину.  В 1942-м, который оказался не менее кровопролитным и страшным, чем первый год войны, часть Коновалова преграждала движение немцев на Сталинград.

Последним боем молодого танкиста стало сражение у села Недайвода (недалеко от Пятихатки), что в Днепропетровской области на Украине. Не одну атаку отбили советские танкисты. Ярким пламенем были объяты немецкие машины. Но и танк, в котором сидел Пётр, не миновал снаряд. Экипаж сгорел заживо. В бою за село сложили головы больше 6 тысячи воинов.

В том населенном пункте установили потом обелиск (на снимке 2016 г.), на котором есть и имя незамаевца. Об этом родственники Коновалова узнали лишь в 1975 году. Тогда родной племянник погибшего танкиста, сын его старшего брата Михаила, полный тезка дяди, посетил мемориал. Он и собрал подробности.

Вот что рассказывала Евдокия Владимировна Коновалова, жена Михаила: «Петя был добрым, веселым, общительным парнем. Любил животных. Его дворняжка провожала и встречала хозяина из школы. Дрессированная и умная была. А когда Петя уехал на фронт, очень затосковала собака, и в год его гибели и её не стало».

Родители Петра тяжело переживали гибель сына. Сохранилось лишь фото, датированное 22 июня 1941 года. на нем – обаятельный юноша.

******

Говорят дети войны

Незамаевчанке Лидии Филипповне Костюк идет 82-й год.

Труженица часто вспоминает годы, разделившие судьбы людские до войны и после. Родилась она в красивейшем месте – на хуторе Куйбышева (хутор Баюва).

После объявления Германией нашей стране войны призвали защищать Родину её отца Филиппа Васильевича Чубуру. От него так и не пришло ни единой весточки, зато получили повестку о том, что пропал без вести. В 1943 году погиб дядя Пётр на Голубой линии, повезло выжить только младшему брату отца Пантелею Чубуре. Он стал опорой матери, работал в колхозе водителем, создал семью, вырастил сыновей.

Вместе с горечью потерь у совсем маленькой Лиды и её брата Вити как-то сразу не стало детства. Пошли в поля собирать колоски, в посадки – жердёлу и алычу. Для зимы заготавливали сушняк, работали на огороде, присматривали за хозяйством.

Сегодня Лидия Филипповна, сдерживая слёзы, говорит: «Сколько бед наделала война! Дай людям мудрости сберечь мир!».

***

Братья Семён Петрович и Иван Петрович Ванжула тоже были детьми в годы Великой Отечественной.

Старший Семён хорошо помнит, как на его глазах был сбит советский самолет. Шли они с братом из детсада. Вдруг в небе пронеслись с визгом две крылатые машины. Та, что была выше, стреляла огненными вспышками. Нижний самолет стал быстро падать, не долетев до рва, упал. Там были наши летчики, они выбрались из кабины. Держась друг за друга, прихрамывая, скрылись в садах. А мальчишки, вовсе не испугавшись, после взрыва ходили по тем местам и собирали разноцветные алюминиевые кусочки. Металл стал им игрушками.

А еще Ванжулы вспоминают, как на участке С.Т. Гутора во время оккупации стояли немцы. Орудия, ящики были под каждым деревом. Местные полицаи рыскали по дворам, ища продукты для фашистов.

Зимой 1943 сад Гутора загудел. Немцы в спешке стали собираться. Скоро в станицу въехали наши полуторки. Детвора высыпала на дорогу. А женщины одна за другой стали раздавать солдатам еду. Все кричали «Ура!», плакали.

(Совет ветеранов Незамаевского поселения).