Арендатор из Павловской Юрий Половинко 20 лет проработал в батальоне ДПС. Тому значительному периоду в его жизни предшествовали и учеба в СШ № 12, и служба в армии (взвод разведки инженерных войск в Молдавии), и поиски самого себя в профессиональных занятиях. Сменив военную форму на гражданскую, работал в тогдашних колхозе «За мир и труд», на птицефабрике, элеваторе… Потом только – упомянутые десятилетия в ДПС.

– В запас уволился в 2016 году, – рассказывает Юрий Владимирович, – но рыбоводством стал заниматься в свободное от службы время на три года раньше, в 2013-м.

Моей жене, индивидуальной предпринимательнице Галине, удалось к тому времени выиграть аукцион на получение в аренду на 10 лет водоема на 62-х гектарах в Новопластуновской.

Немало сил и средств прошлось вложить в обустройство базы. Когда приехал на водоем в 2013 году, увидел на берегу кучи мусора и толстые стволы поломанных тополей. Все это убрал, навел порядок. Отремонтировал защитные сооружения, проложил к водоему гравийку длиной 600 метров. Появилось строение из металлопрофиля. В нем среди прочего – жилое помещение для обслуги с паровым отоплением. Ко всему этому – трансформаторная подстанция и склад для зерноотходов, чтобы кормить рыбу. На все эти работы ушло около года.

– Когда были первое и последующие зарыбления?

– В марте 2014-го выпустил в воду         6 тонн малька белого толстолобика, 300 кг – белого амура и 500 кг – зеркального карпа. В сентябре того же года пополнил запасы – 1,5 тонны карпа. Было зарыбление и в 2015 году – 2,8 тонны малька белого толстолобика и 4,8 тонны карпа.

– И что в результате всех усилий удалось получить?

– Результат очень далек от того, на что изначально рассчитывал. Посадочный материал, то есть малек, оказался крайне низкого качества, поэтому очень много мелких рыбешек погибло. Сказались пагубно и некоторые другие неблагоприятные факторы.

В 2017-м добыл 35 тонн рыбы, в 2018-м отлова вообще не было, планы на текущий год тоже не самые радужные.

– В чем основные причины такой ситуации?

– Главная беда – несовершенство законов. Если следовать правилам любительского рыболовства, никто не имеет права вести лов рыбы без разрешения арендатора. На практике эта норма постоянно нарушается. Но ведь ловят у нас не только на удочку, но и на сети. Не раз заставал на месте преступления браконьеров с запрещенными орудиями, но завести на них уголовное дело крайне сложно. У нас ведь в районе нет даже своего ихтиолога, чтобы сделать заключение о том, какая именно рыба выловлена – аборигенная или искусственно выведенная. Потратишь уйму времени на оформление браконьера, а штраф, которым он отделается, – чисто символический.

Раньше в советские времена, на наш район был один рыбинспектор, которого не хватало, теперь охрана из одного человека – на два района. Контролировать все водоемы ему очень сложно. На трафареты о запрете рыбной ловли без разрешения арендатора мало кто обращает внимание.

– Как ваша база?

– Её больше нет. Пришлось убрать – расходы на содержание большие, а отдача очень незначительная. Люди, которые у меня работали, относились к своим обязанностям халатно, воровали и т. д. Пришлось с ними расстаться. Теперь вот работаем вдвоем – я и родственник.

– Ваша аренда заканчивается в 2023 году. Будете продлевать?

– Скорее «нет», чем «да», если к тому времени не изменятся в лучшую сторону законы, защищающие права рыбоводов.

– Кому реализуете рыбу?

– Только оптовикам. Цена, которую они предлагают, довольно низкая, но как-то повлиять на эту ситуацию невозможно.

А. Макаров.