Это был скромный и интеллигентный человек, сделавший себя сам.  Его трудами, идеями и работами пользовались кубанские историки второй половины XIX – начала XX веков.

Прокофий (Прокопий) Петрович Короленко

(5 (17) июля 1834 – 6 (19) февраля 1913)

Археограф, этнограф и историограф казачества и краевед. Архивариус войскового архива Кубанского казачьего войска (1893-1902). Надворный советник.

Почётный член Кубанского областного статистического комитета и Общества любителей изучения Кубанской области, член Одесского общества истории и древностей, Харьковского историко-филологического общества и Таврической учёной архивной комиссии.

Короленко совмещал чиновничью службу с литературным творчеством. С 1863 года в «Кубанских войсковых ведомостях» вышел цикл художественных и этнографических произведений, написанных на нашем кубанском наречии. Следом издает подробные краеведческие очерки – «Черноморские свадьбы» (1865), «Весенние хороводы в Черномории» (1866). Благодаря живому языку, отличному знанию народных обычаев и документальной базе очерки приносят Короленко всекубанскую известность. В это же время Прокофий Петрович кропотливо собирает материал для другого краеведческого труда. В 1868 году в «Военном сборнике» выходит первая часть работы – «Черноморцы за Бугом». Вместе со второй частью «Черноморцы на Кубани» она составляет книгу «Черноморцы», изданную Военно-ученым комитетом в 1874 году в Санкт-Петербурге за казенный счет. Основанный на обширном архивном материале, собрании фольклора, обычаев и традиций труд и сегодня имеет историческую ценность.

Благодаря научным и архивным изысканиям в Харькове Прокофий Петрович смог подготовить и опубликовать серию монографий о казачестве. За очерк в книге «Кубанское казачье войско» Короленко получил от императора золотые запонки, а за книгу «200-летие Кубанского казачьего войска» – благодарность императора.

Ободренный вниманием к своим трудам на самом высоком уровне, он еще активнее занимается созданием очерков: «Атаманы бывшего Черноморского казачьего войска» (1891), «Азовцы» (1891), «Кубанские казаки» (1894), «Хоперцы» (1896), «Материалы по истории Войска Запорожского» (1896), «Ачуев» (1896), «Некрасовские казаки» (1900), «Головатый, кошевой атаман Черноморского казачьего войска» (1908), «Записки о черкесах» (1909), «Переселение казаков за Кубань» (1911).

Награды: орден святого Станислава III степени (1876), золотые запонки от Его Императорского Величества (21 июня 1883 г.), орден святой Анны III степени (1896), бронзовая медаль «В память войны 1853-1856 гг.», серебряная медаль «В память царствования императора Александра III», медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897), крест «За службу на Кавказе».

Короленко всем обязан себе. Он не стал блестящим публичным деятелем, управленцем. Жил скромно и расчетливо. Был известен сдержанностью, немногословностью и ревностным служением науке. И только близкие знали, что за закрытостью и серьезностью таилось доброе сердце.

Вот только один случай. В 1902 году Прокофий Петрович поселяется в Сочи в доме на ул. Михайловской (она же Музейная, Соколова). Когда в Кубанском медицинском обществе задумали открыть санаторий для больных костным туберкулезом детей, из Сочи от Короленко пришла открытка с предложением помощи. Вначале на его деньги купили участок, а потом и оборудовали палату на восемь кроватей. Её назвали именами мецената и его супруги.

Похоронен в Ставрополе, где жил у дочери, поэтессы Евдокии Белой после смерти жены и ухудшения здоровья. Все материалы, документы и библиотека Короленко были переданы кавказоведу Б.М. Городецкому для использования на благо науки.

*****

Из казачьего теста

Дед и прадед Прокофия Короленко жили на Полтавщине. В 1809 году казак Семён Короленко переселился из Миргорода Полтавской губернии на жительство в Черноморию, в Кисляковский курень, с тремя сыновьями: Григорием 6 лет, Андреем 5 лет и Петром 1 года, будущим отцом Прокофия.

Пётр «по достижении лет» поступил на службу и был зачислен казаком в строевую часть Черноморского войска. Прокофий Петрович писал об отце: «прослужив немного в этом звании, отец мой по болезни вышел в отставку и до последних дней прожил в хуторе на речке Сосыке» (материалы Государственного архива Ставропольского края). Именно на этом хуторе, близ нашей станицы Павловской, в семье потомственного казака родился 185 лет назад Прокофий (Прокопий)  Короленко.

Вряд ли его детство сильно отличалось от детства других казачат. Оно было свободным и привольным. А местные рассказы, песни, обычаи способствовали с юных лет формированию уважения к прошлому народа и предопределили научные интересы будущего казачьего исследователя.

Короленко-мальчик рос и воспитывался в патриархальной семье, строго придерживавшейся обычаев старины и православной веры (Бардадым В.П. Прокофий Петрович Короленко// Радетели земли Кубанской. Краснодар, 1998). Религиозность, душевная чистота наложили отпечаток на всю деятельность известного краеведа в будущем.

В доме отца он жил до поступления на службу. Отец научил сына читать, а станичный писарь – держать ручку с пером. Более ни в каких учебных заведениях Прокофий Петрович не обучался, домашних наставников не имел. Но имел большую любовь к книгам, читал много, правда, бессистемно. Переписывал сочинения других, пытаясь освоить изложение, а затем сам стал пробовать писать (Короленко П.П. Автобиография // Городецкий Б.М. Литературные и общественные деятели Северного Кавказа. Библиографические очерки. Кубанский сборник. Екатеринодар, 1913. Т. 18). К сожалению, первые его «произведения» никто никогда не увидел.

Военный быт казачества, устойчивые, чтимые традиции, рассказы казаков о былом и настоящем способствовали развитию большого интереса мальчика к прошлому казаков и чувству гордости за то, что он имеет честь принадлежать к их числу.

Так складывался с ранних лет Короленко-монархист и убежденный «черноморофил». Влияния, кроме казачьего, на юного Прокофия никто не оказывал. Студенческая молодёжь стояла от него далеко в стороне, их передовые прогрессивные идеи не коснулись будущего историка. Он не испытывал и влияния преподавательской среды, так как ближайший университет был далеко, в Харькове. Укреплению принципов и убеждений способствовал дальнейший путь Прокофия Петровича.

Семнадцатилетним юношей 5 июля 1851 года Короленко начал служить рядовым казаком в 6-м конном полку Черноморского войска. Здесь он получил первое боевое крещение. 27 марта 1853 года историк покинул строевую службу, так как был зачислен, как грамотный, в штат писарей Черноморской врачебной управы.

Таким образом, формирование убеждений П.П. Короленко происходило под мощным влиянием казачьего обособленного сословия-носителя и защитника идей монархизма.

О. Елистратова,кандидат исторических наук.(Ольга Николаевна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Историко-литературная и общественная деятельность П.П. Короленко»).Г. Краснодар.

******

О внуке-журналисте

Газета уже писала в 2014-м о том, что в 1933-м дочь Прокофия Короленко – известную поэтессу Евдокию Белую вместе с мужем Георгием Асоновичем (сыном самого «пана Асона»!) – по их просьбе отправили из Томской ссылки в Алма-Ату. Там, якобы, проживали их родственники.

Новые факты о семье Короленко стали известны  благодаря филологу и краеведу, профессору В.К. Чумаченко (ушедшему из жизни в 2018 году). «Белые уехали в Алма-Ату к родной дочери. Они оказались в одном городе вместе и с племянником Владимиром (внуком П.П. Короленко). Это неслучайно», – написал мне Виктор Кириллович.

В Государственном архиве края сохранилось письмо из казахской Алма-Аты от Владимира Феодосьевича Короленко, датированное маем 1937 года. Внук архивиста просил выслать ему справку о работе в должности присяжного поверенного его отца Феодосия  Прокофьевича, умершего в 1911 году. Справка была нужна «для подтверждения социального положения родителей (отца) – для поступления в редакцию газеты». Он получил работу и всю жизнь трудился в республиканской «Ленинской смене» выпускающим редактором. Ушел на пенсию в 1960-е годы, считался ветераном и наставником молодёжи.

В публикациях бывших сотрудников газеты сохранились воспоминания о нем. «Пожилой и отменно опытный выпускающий «Ленсмены» Владимир Феодосьевич Короленко… с утра до вечера мелькал в редакционной конторе, завязывал летучие разговоры с Ларичкиным, со мной, со знакомыми журналистами, перекочевавшими к нам, и в этой сутолоке только мешал. Никто его не выдворял из помещения, ибо все уважали почтенного и забавного чудака. С рождения он заикался. Смех скрывали и прятали в ладоши – поцарапанное маникюром молодой жены лицо стало привычным для всех украшением пожилого мужа. Скандалы между ними случались часто…»,– писал о нем в 2007 году в повести «Мечтатель» журналист Б. Самсонов. Коллеги частенько подшучивали над Короленко-младшим. Например, Виталий Энголи в 2006 году в статье «А Ларичкин просто открывался…» писал: «Как всегда, перед летучкой заглянул в секретариат выпускающий газеты Владимир Короленко. Оставил тяжелый портфель и пошел к редактору. Любопытный Станислав Вержбицкий и Михаил Малько нашли в портфеле яблоки, извлекли их и начали грызть. А потом… положили в портфель мраморные пепельницы, отчего портфель стал тяжелее. Вернувшийся  Короленко, не заподозрив подвоха, ушел домой. Когда ему потом намекнули, чтобы он принес пепельницы назад в обмен на яблочки в пятикратном размере, Владимир Феодосьевич гордо молчал, делая вид, что не понимает, о чем идет речь».

Кстати, в этой же статье есть интересные сведения о судьбе журналиста Николая Ларичкина: «…чета Ларичкиных перебралась на Кубань, где жил бывший редактор «Ленсмены» Юрий Зенюк. Коля писал: «Живем в станице Павловской Краснодарского края. Здесь живет Мотя,  старшая Женина сестра (сестра его жены Евгении. – Авт.). Она уже не справляется с хозяйством, попросила нас пожить с ней. Летом я рыбачу. Рек и озер – тьма. Рыба в них есть…». В середине 2000-х годов Николая Ларичкина не стало.

В последние годы газета выпускается в новой столице Казахстана – Астане (теперь – Нурсултан) и называется «Экспресс – К». Несколько раз посылал запросы туда, но ответов не получил. Очевидно, нет уже литературного музея при бывшем молодёжном издании, да и новые корреспонденты вряд ли могут что-то рассказать о советском периоде газетной жизни. Тем более о внуке кубанского архивиста.

Е. Дикий,краевед. Г. Краснодар – ст. Павловская.

******

Предложение пятилетней выдержки остаются в силе

5 июля 2014 года вышел мой материал под названием «История Кубани пером Короленко». В последних абзацах можно было прочесть следующую мысль: почему бы не назвать именем земляка пусть не улицу, не парк, не музей, так хотя бы районный архив?

За эти пять лет так ничего не изменилось. Предлагаю еще раз попробовать реализовать идею и обращаюсь к кандидатам в депутаты. Скоро выборы в местные Советы, и у вас, будущие народные избранники, есть прекрасная возможность, по крайней мере, хотя бы раз не ошибиться в принятии важного для истории малой родины решения. Начните с корней!

Как писал Виталий Бардадым: «Мы вправе считать Прокофия Петровича Короленко первым нашим истинным историком и историографом, а его работы наряду с историческими сочинениями И.Д. Попки и Е.Д. Фелицына – совершенными, объективными произведениями кубанской исторической мысли…». Прокофий Петрович, будучи в генеральском звании и имея титул надворного советника, лично занимался экспертизой дел войскового архива. Он пересмотрел массу документов, провел анализ папок, подготовленных некомпетентными коллегами к уничтожению. На дела, подлежащие хранению, составлял описи и алфавиты на послужные списки офицеров с 1797 года. Это было началом формирования научно-справочного аппарата архива ККВ. Благодаря Короленко собраны раритетные материалы, а история Кубани получила базу.

В годы Великой Отечественной войны Государственный архив Краснодарского края претерпел невосполнимый ущерб, в результате чего труды Короленко, насыщенные документами по истории Кубани, приобрели значение первоисточников.

Я. Ляшенко. Фото  из «Кубанского сборника» № 16.