У многих кубанцев на слуху фамилии именитых фермеров Юрия Ильченко,  Фёдора Куропятника, Евгения Команова и еще нескольких десятков глав КФХ, в том числе павловчанина Василия Ляшенко. Основное их отличие от коллег заключается, на мой взгляд, в том, что они всерьез заботятся о плодородии пашни: содержат приличное поголовье коров. Следовательно, имеют возможность вывозить на поля органику, сеять многолетние бобовые травы, кукурузу на силос, являющиеся прекрасными предшественниками и лучшими культурами в севообороте.

Но есть еще один отряд вольных хлебопашцев, скажем так, крепких середняков, на которых держится в целом авторитет фермерского движения Кубани, поскольку их большинство. Причем, как правило, они не высовываются, скромны и о заслугах предпочитают помалкивать. Работаем, мол, как все. Об одном из них, Петре Ванине, и ближайших его помощниках наш рассказ.

В помощниках – два зятя-орла

О предпринимателе узнал случайно. Беседовали как-то с главой Павловского района Б.И. Зуевым на тему сотрудничества администрации и краевой газеты, и Борис Иванович предложил:

– Расскажите в «Вольной Кубани» о семейном фермерском хозяйстве Петра Ивановича Ванина. Уважаемый в посёлке Северном человек и трудяга, каких поискать надо. Четверть века уже занимается хлеборобским ремеслом.

Предложение было с готовностью принято, и вот мы – в усадьбе КФХ, где как раз заасфальтировали площадку под зерновые и пропашно-технические культуры.

– Сюда будем свозить их с полей для первичной подработки, – рассказал П.И. Ванин. – А потом на своих же складах разместим, где спокойно можно хранить до шести тысяч тонн урожая.

– То есть услугами хлебоприёмных предприятий не хотите пользоваться?

– Нет желания после того, как нас, мягко говоря, обманули, – последовал ответ. И вот что мы услышали.

В один из сезонов осень выдалась сырая. Влажность кукурузы в поле держалась на уровне 17–18 процентов. Решили сдать на элеватор 150 тонн для подсушки. Через некоторое время забрали… 120 тонн (!). Причем мало того, что выдали сущий хлам, так еще и приличную сумму пришлось выложить за «услугу». С тех пор о контактах с подобными партнерами П.И. Ванин даже речь заводить не хочет.

В фермерском хозяйстве 1196 гектаров пашни. Одному 63-летнему Петру Ивановичу сложно было бы без помощников. Хорошо, что дочери удачно замуж вышли и их мужья – Юрий Белоруцкий и Андрей Жаворонков – стали правой и левой руками главы КФХ. Сам он больше головой работает по ключевым направлениям.

Юрий Владимирович за растениеводческую отрасль отвечает. Севооборот для него – святое дело. Под пшеницей и ячменем – 712 гектаров. Подсолнечник занимает 8 процентов. Есть силосная и зерновая кукуруза, рапс. А еще – многолетние травы и горох, которые, как и положено по краевому закону, занимают 10 процентов пашни.

– Озимый ячмень уже обмолотили, дал по 64 центнера на круг, – ввел нас в курс дела Ю.В. Белоруцкий. – Ждали как манны небесной: первые серьезные деньги от его продажи очень нужны. За тот же кусочек заасфальтированной площадки надо, к примеру, отдать два миллиона рублей. Но рынок огорчил: за килограмм фуражной культуры больше 7,8 рубля никто не предлагает. Вычтем из этой суммы НДС – всего ничего останется. Деваться некуда, будем продавать, потому что и на пшеницу, говорят, достойной цены не будет.

Что ж, так издавна повелось: большой урожай в России всегда влечет за собой низкую закупочную стоимость зерна. И редко кто выдерживает рыночный пресс, реализуя урожай в зиму. Надо зарплату людям платить, горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения на осень закупать. Продают с невысокой прибылью, куда деваться.

Петра Ивановича и его с зятьями семейный бизнес другие культуры выручают. Неплохо нынче горох уродился, пусть не по 43, как было раньше, но по 32 центнера с каждого из 40 гектаров взяли. Приступили к обмолоту рапса – еще свежая копейка поступит. Можно будет, помимо всего прочего, запастись элитными семенами озимой пшеницы для осеннего сева. И здесь П.И. Ванин полностью полагается на советы специалиста-профессионала Владимира Васильевича Шумилова. Он работает главным агрономом в соседнем сельхозпредприятии «Юбилейное», руководит которым крепкий хозяйственник Владислав Анатольевич Лупина.

Кстати, в день нашего посещения КФХ, 21 июня, там только приступали к обмолоту пшеницы. Ультраскороспелый сорт Юмпа, успевший налить зерно до суховеев, давал по 65 центнеров с гектара. И если в целом и другие сорта покажут такой урожай, будет неплохо, считает Ю.В. Белоруцкий.

«А субсидии вам не положены…»

Памятуя о том, что плодородие немыслимо без органики и многолетних трав, Пётр Иванович вместе с еще одним зятем – Андреем Владимировичем Жаворонковым буквально с  зарождения КФХ стал заниматься животноводством.

– Раньше, когда губернатором был Ткачёв, приходилось тем землепользователям, у которых числилось свыше 500 гектаров земли, буквально еженедельно отчитываться о численности и продуктивности поголовья, – вспоминает П.И. Ванин. – Контроль был строжайший. Мы занялись свиноводством, выкупив заброшенные бывшим совхозом корпуса, развели маточное стадо. А тут – бац, африканская чума край охватила. Пришлось, не дожидаясь беды, сдать поголовье на мясокомбинат. Но как без живности существовать?! Взялись за откорм бычков.

Это уже «епархия» А.В. Жаворонкова, у которого любовь к птичкам-телятам-пчёлам с малолетства. Дома у него помимо кур, гусей, индюков с утками мирно уживается немаленькое количество голубей и попугаев, целая пасека есть. Но большую часть времени всё же в КФХ крупному рогатому скоту приходится отдавать.

На реконструированной ферме сегодня 310 бычков и быков весом под 450 килограммов. Ухаживают за ними шесть человек. Покупку молодняка обычно Андрей Владимирович производит партиями по 25 голов: так они в группах и остаются до самого забоя, привыкая друг к другу и определившись, кто за главного – особи-то не кастрированы, буйные, железные перегородки с трудом их натиск выдерживают. Зато килограммовые привесы обеспечены.

Это фермерское хозяйство для меня стало первым, где довольны результатами: рентабельность отрасли составила по прошлому году 17 процентов. Обычно другие, в том числе и крупные сельхозпредприятия, жалуются на убыточность в производстве говядины: минус 25-30 процентов.

– За полтора года содержания средний сдаточный вес быков доходит до 450 килограммов. И это – оптимальный вариант, устраивающий производителя и покупателя, – говорит А.В. Жаворонков.

Но и здесь не обходится без сюрпризов. Из районного и краевого аграрных ведомств пообещали, что за сданную на забой живность с октября 2018 года по март 2019-го КФХ П.И. Ванина могут дать субсидии. Готовьте, дескать, документы. И это было бы очень правильно. Ведь на ферме оборудованы санпропускник, дезбарьеры, она вошла в программу «Меркурий», отслеживающую передвижение каждой головы скота. Но… недолго музыка играла.

Когда все справки подали в край, там сказали: субсидии вам не положены. Оказалось, что у мясокомбината «Каневской», куда фермер реализует бычков, хозяин находится в Ростовской области, а льготы положены лишь тем, кто сдает их местным владельцам.

Абсурдное положение? Скорее всего так, хотя бы уже потому, что вкуснейшую колбасу, изготовленную мясокомбинатом «Каневской», с удовольствием покупают в основном кубанцы. Но есть нормативные документы, где сказано: «Низ-зя. Не положено». Вот и не выдают субсидий.

А Андрею Владимировичу и Петру Ивановичу не хочется искать другого такого надежного партнера, который и цену за бычков хорошую дает – 132 рубля за килограмм живого веса, и рассчитывается всегда вовремя. А то и здесь могут устроить «кидалово». Горький опыт у П.И. Ванина и на этот счет имеется.

Дело было так. Нашли, казалось, очень степенного и солидного партнера в Волгоградской области, который пообещал поставить бычков в Северный. Оформили договоры как положено, предоплату в размере 600 тысяч рублей ему перечислили. И с тех пор ждать приходится: когда же волгоградский бизнесмен выполнит решение суда, вставшего на защиту П.И. Ванина и обязавшего недобросовестного продавца поставить бычков или вернуть деньги?

Без червоточины

– Умнее впредь будем, – только и ответил на мой вопрос, что он собирается дальше предпринять, глава КФХ. И тут же с улыбкой добавил: – Я Богом не обижен.

И правда. Деньги – вода. Не в них счастье. С супругой, первой помощницей по жизни, повезло. Вырастили вместе трех дочерей, у всех – высшее образование. Восьмерых внуков (семь из них – парни) и Марата – доброго помощника имеют. Его, племянника супруги Петра Ивановича, после смерти матери Ванин усыновил и дал свою фамилию. Сад прекрасный завел, где десяток всяких вишен-черешен да яблонь с инжиром. Все овощи – со своего огорода, да еще в двух тепличках огурцы с помидорами с мая к столу поступают не только в семью, но и для работников крестьянско-фермерского хозяйства. На доходы тоже грех жаловаться.

Так это он все «для сэбе» имеет, скажет, не исключено, кто-нибудь из читателей газеты. А обществу какая польза? Самая прямая. Налоги, и немалые, человек исправно платит. Дал работу 26 сельчанам и неплохую зарплату им выдает. Местной средней школе № 7 каждый год весомую материальную помощь оказывает. Пайщиков, а их 130 человек, натуроплатой не обижает. Да любой из них вам скажет: «Пётр Иванович Ванин – уважаемый фермер, без червоточинки».

Правильно подмечено.

Ф. Безрук,

специальный корреспондент «Вольной Кубани».

Посёлок Северный Павловского района.