– Полюбуйся, что написал этот ученый. – Валерий Сергеевич, главный агроном райсельхозуправления,  протянул мне краевую газету. Статью на третьей полосе исчеркал красным карандашом.

– Читай вслух.

– «Но пока в наших колхозах и совхозах по-прежнему широко используется безмоторный агрегат по уходу за посевами пропашно-технических культур».

Не понял, – удивился я. – Это о чем? Что за агрегат?

– Несообразительный ты, хотя и журналист. Это – баба с тяпкой! По простому, как видишь, ученый не мог написать, наукообразным языком, считает, красивее.

Валерий Сергеевич был специалистом очень авторитетным. За советом к нему часто обращались коллеги. Я время от времени брал у него интервью, да и сам он, неплохо владея пером, писал статьи, в которых глубоко анализировал положение дел в земледелии – почему в одних хозяйствах урожайность выше, а в других ниже. После него я подобных специалистов почему-то не встречал.

Как снизить затраты ручного труда при уходе за посевами пропашных культур, особенно сахарной свеклы? Что было главной в то время проблемой. Решить ее удалось только в конце восьмидесятых годов, когда страна стала закупать импортные одноростковые семена сахарной свеклы. А до этого райком партии и райисполком доводили конкретные задания и выгоняли на прополку всех подряд. Закрывали даже промышленные предприятия, не говоря о различных  конторах и учреждениях. Но всегда ли от этого была польза? Временные пропольщики нередко оставляли после себя участки, оголенные не только от сорняков, но и от культурных растений.

Мучила данная проблема и председателя одного крупного колхоза. Он ломал голову, как увеличить производительность труда и улучшить качество при расстановке всходов сахарной свеклы? В одну из бессонных ночей его осенила идея – создать бабовоз. То есть соорудить на колесах широкую платформу, на которую уложить пять-шесть пропольщиц. Трактор медленно тащил бы её, а колхозницы вырывали бы из кустиков лишние всходы. Поделился соображениями с инженерами. Те идею поддержали. Через несколько дней чудо-платформа была готова. Вывезли ее в поле. Пять баб легли лицом вниз. Засекли время, за полчаса они сделали в два раза больше, чем женщины, половшие «безмоторными агрегатами». Производительность выросла вдвое! Изобретатели были в восторге.

Председатель дружил с журналистами и писателями. Раструбил о ноу-хау на всю Кубань. В колхоз приехали представители краевых СМИ. Сюжет показали даже в «Сельском часе». И на всю страну прогремели!

Но на этом эксперимент и закончился. Взбунтовались сами бабы.

– А ты, Иван Семенович, – говорила самая бойкая председателю, – полежи на животе  на своем бабовозе хотя бы часок, а потом рассуждай о своей производительности. Посмотрим, как ты после этого ходить будешь.  Мы уже промолчим о том, какие насмешки от мужиков услышали. Знай, за день я тяпкой больше прополю, чем на твоем бабовозе.

Бабовоз простоял во дворе центральной ремонтной мастерской несколько лет как памятник «гениальной инженерной мысли». Пока его не разобрали  и доски не пустили  на ремонт коровника, а поржавевший металл на лом.

Анекдот в тему.

Жена:

– Не хочешь тяпнуть соточку?

Муж обрадовавшись:

– Конечно, хочу!

– Тогда собирайся на огород и тяпку не забудь.