Старшина I-й статьи Сергей Суворов в 1977 г. Фото сделано в Средиземном море.

После окончания 10-го  класса СШ № 4 в Атаманской Сергей Суворов успел полгода поработать в тогдашнем колхозе им. Жлобы,  и его  призвали на службу в ВМФ. На проводы к нему пришли аж полторы сотни человек! Увиделся он с ними только через три с лишним года  –  после  увольнения в запас. Свой отпуск  Сергей щедро  уступил матросу-одногодке,  у которого родился ребенок.

Сначала – учебка в Николаеве. Там  осваивал тонкости ЗАС – засекречивающей  аппаратуры связи. Стал фототелеграфистом. Поскольку отряд окончил с отличием, имел возможность выбрать  флот. Когда увидел «покупателей» на плацу, а среди них – симпатичных  моряков-североморцев (все как один  – в клешах,  приталенных фланельках и  перешитых «бесках» с удлиненными ленточками), что называется, растаял, поняв, что Северный флот  –  вне конкуренции.

Поездом – в Североморск, оттуда на катере – на базу АПЛ Нерпичью. Там впервые увидел громадные атомоходы (на таких 10 лет спустя служил другой наш земляк – А. Буглак). Но попал не на  подлодку, а на надводный корабль,  плавбазу «ПБ-32». Длина – 144 м, скорость – 18 узлов, экипаж – 300 человек. Основные задачи этого дизель-электрохода (базировался он в пункте под названием Большая  Лопатка в устье р. Западная  Лица)  –  обеспечение связью наших атомных подлодок.

А теперь – каждый кабельтов в скрипе зубов, И хрипит во мне каждая миля, Было время – я шел 38 узлов И всё сверкало от мачты до киля. А. Розенбаум.

Самые ярки впечатления  Суворова связаны с переходом с Севера на Юг, в Средиземное море. На подходе к нему получили информацию о том, что туда же  движется ударный штатовский авианосец «Америка». Плавбаза Сергея,  подождав эту махину в Атлантике,  пропустила её вперед  для прохода  Гибралтарского пролива. Какое-то время шли следом, передавая данные в штаб  ВМФ в Москве. Кроме «Америки», 32-й плавбазе пришлось быть в непосредственной близости от авианосцев США «Нимиц», «Энтерпрайз» и французского вертолетоносца «Жанна д’Арк».

В общей  сложности боевая служба Сергея продолжалась 11 месяцев. Запомнился  дружественный  визит в хорватский г. Дубровник на побережье Адриатики. Там сразились в баскетбол с курсантами местной военно-морской школы.

Посетили алжирский г.  Аннаба. Перед этим на борт плавбазы поднимались советский  консул в этом городе и местный лоцман, который и провел корабль через бухту к пирсу. Была экскурсия по Аннабе. В 70-х годах прошлого века подобное посещение иностранных портов было верхом крутизны.

Однажды на нашей АПЛ случился пожар. Один матрос получил сильные  ожоги. Его с лодки приняли на борт плавбазы для оказания более квалифицированной медпомощи. Увы, парень был обречен. Тогда на плавбазе в знак скорби приспустили военно-морской флаг. Стоявшие неподалеку корабли  стран НАТО  –  американец, итальянец и француз – сделали то же самое. Проявление такого  интернационального соболезнования забыть невозможно. Да, в случае войны  – мы противники, но в  то же время все мы люди. И ничто человеческое нам не чуждо.

Не забудет Сергей Евгеньевич и вкуса чеперахового супа, приготовленного на камбузе плавбазы. Гигантское морское пресмыкающееся  подстрелили  в Средиземке с АКМ, и экзотического блюда хватило на весь экипаж.

В Баренцевом море он вместе  с остальными  спасал летчиков с потерпевшего крушение вертолета. Винтокрылая машина утонула, а люди остались  живы.

А еще плавбаза сопровождала ледокол «Арктика» до архипелага Новая Земля в Северном Ледовитом океане,  обеспечивая его связью. Тогда Сергей впервые в жизни увидел айсберги и очень близко – белых медведей в их естественной среде обитания.

…Остались в прошлом вахты «шесть часов через шесть». После увольнения в запас в звании старшины I-й  статьи, отдохнув три месяца, снова устроился в колхоз им. Жлобы водителем. Потом перешел в автоколонну                                                                                            № 1488, позже   –  транссельхозтехнику. Работал несколько лет  парковщиком на горном курорте «Роза Хутор». Последние два года  – на пенсии. Занимается домашним хозяйством.

Послезавтра, 28 июля, Сергей Евгеньевич встанет утром с особым, торжественным,  настроением. Наденет тельняшку, встретится с  такими же мореманами, как он сам. Вместе поднимут на импровизированном  штоке военно-морской флаг и, наполнив бокалы, выпьют до дна   «за тех, кто в  море». Первый тост  – неизменен.

Весь день будет наполнен воспоминаниями  – приятными и  грустными. Проходят годы и десятилетия,  а военно-морские будни  – может быть, самое последнее, что сотрется  из памяти.

Семь футов под килем,  старшина I-й статьи!

А. Кузнецов.