После окончания 10-го класса СШ № 4 в Атаманской Сергей Суворов успел полгода поработать в тогдашнем колхозе им. Жлобы, и его призвали на службу в ВМФ. На проводы к нему пришли аж полторы сотни человек! Увиделся он с ними только через три с лишним года – после увольнения в запас. Свой отпуск Сергей щедро уступил матросу-одногодке, у которого родился ребенок.
Сначала – учебка в Николаеве. Там осваивал тонкости ЗАС – засекречивающей аппаратуры связи. Стал фототелеграфистом. Поскольку отряд окончил с отличием, имел возможность выбрать флот. Когда увидел «покупателей» на плацу, а среди них – симпатичных моряков-североморцев (все как один – в клешах, приталенных фланельках и перешитых «бесках» с удлиненными ленточками), что называется, растаял, поняв, что Северный флот – вне конкуренции.
Поездом – в Североморск, оттуда на катере – на базу АПЛ Нерпичью. Там впервые увидел громадные атомоходы (на таких 10 лет спустя служил другой наш земляк – А. Буглак). Но попал не на подлодку, а на надводный корабль, плавбазу «ПБ-32». Длина – 144 м, скорость – 18 узлов, экипаж – 300 человек. Основные задачи этого дизель-электрохода (базировался он в пункте под названием Большая Лопатка в устье р. Западная Лица) – обеспечение связью наших атомных подлодок.
Самые ярки впечатления Суворова связаны с переходом с Севера на Юг, в Средиземное море. На подходе к нему получили информацию о том, что туда же движется ударный штатовский авианосец «Америка». Плавбаза Сергея, подождав эту махину в Атлантике, пропустила её вперед для прохода Гибралтарского пролива. Какое-то время шли следом, передавая данные в штаб ВМФ в Москве. Кроме «Америки», 32-й плавбазе пришлось быть в непосредственной близости от авианосцев США «Нимиц», «Энтерпрайз» и французского вертолетоносца «Жанна д’Арк».
В общей сложности боевая служба Сергея продолжалась 11 месяцев. Запомнился дружественный визит в хорватский г. Дубровник на побережье Адриатики. Там сразились в баскетбол с курсантами местной военно-морской школы.
Посетили алжирский г. Аннаба. Перед этим на борт плавбазы поднимались советский консул в этом городе и местный лоцман, который и провел корабль через бухту к пирсу. Была экскурсия по Аннабе. В 70-х годах прошлого века подобное посещение иностранных портов было верхом крутизны.
Однажды на нашей АПЛ случился пожар. Один матрос получил сильные ожоги. Его с лодки приняли на борт плавбазы для оказания более квалифицированной медпомощи. Увы, парень был обречен. Тогда на плавбазе в знак скорби приспустили военно-морской флаг. Стоявшие неподалеку корабли стран НАТО – американец, итальянец и француз – сделали то же самое. Проявление такого интернационального соболезнования забыть невозможно. Да, в случае войны – мы противники, но в то же время все мы люди. И ничто человеческое нам не чуждо.
Не забудет Сергей Евгеньевич и вкуса чеперахового супа, приготовленного на камбузе плавбазы. Гигантское морское пресмыкающееся подстрелили в Средиземке с АКМ, и экзотического блюда хватило на весь экипаж.
В Баренцевом море он вместе с остальными спасал летчиков с потерпевшего крушение вертолета. Винтокрылая машина утонула, а люди остались живы.
А еще плавбаза сопровождала ледокол «Арктика» до архипелага Новая Земля в Северном Ледовитом океане, обеспечивая его связью. Тогда Сергей впервые в жизни увидел айсберги и очень близко – белых медведей в их естественной среде обитания.
…Остались в прошлом вахты «шесть часов через шесть». После увольнения в запас в звании старшины I-й статьи, отдохнув три месяца, снова устроился в колхоз им. Жлобы водителем. Потом перешел в автоколонну № 1488, позже – транссельхозтехнику. Работал несколько лет парковщиком на горном курорте «Роза Хутор». Последние два года – на пенсии. Занимается домашним хозяйством.
Послезавтра, 28 июля, Сергей Евгеньевич встанет утром с особым, торжественным, настроением. Наденет тельняшку, встретится с такими же мореманами, как он сам. Вместе поднимут на импровизированном штоке военно-морской флаг и, наполнив бокалы, выпьют до дна «за тех, кто в море». Первый тост – неизменен.
Весь день будет наполнен воспоминаниями – приятными и грустными. Проходят годы и десятилетия, а военно-морские будни – может быть, самое последнее, что сотрется из памяти.
Семь футов под килем, старшина I-й статьи!
А. Кузнецов.