З. ЧУКИНА, ветеран-педагог, ст. Павловская: «Часто бываю на станичном кладбище. Поводов для визитов, к сожалению, немало – большая часть родни покоится там. По возможности стараюсь навестить могилы друзей, коллег, соседей. И нередко расстраиваюсь. Могилы некоторых известных людей выглядят убого: заросли бурьяном, деревянные кресты сгнили. Хотя знаю, что у многих есть и дети, и внуки с правнуками, но забыли они дорогу сюда.

Как-то возвращалась с кладбища и увидела плачущую женщину.  Разговорились, станичница поделилась наболевшим. Была у неё близкая подруга. Но вот уже больше пяти лет назад той не стало. Могила её сильно просела. По краям положены дощечки, крест облупился, унёс ветер фотографию. Пройдет какое-то время, и холмик сровняется с землей, возникнет безымянная могила. Оказывается, подруга не была одинокой. У нее остались сын, внук, сестра. Купила в свое время женщина любимому внучку квартиру в Краснодаре, оставила всё, что нажила, именно ему. А что он в ответ? Вроде говорит, что денег нет на памятник. Но у кого они сейчас имеются в большом количестве?! С такими зарплатами и пенсиями?! А в их случае можно было бы скинуться родственникам. Найти подешевле мастеров. Тут только желание нужно.

Да, время такое. Молодые люди (не все, безусловно) хотят лишь брать, а не отдавать. Квартира внука стоит больше миллиона рублей, а несколько тысяч бабушке на скромный памятник найти нельзя. Пришли мне на ум слова одного православного священника: «Учите детей в первую очередь не тому, как правильно брать благословение у батюшки, а тому, чтобы уступить место старику, подать руку женщине, выходящей из автобуса или машины. Воспитание начинается не тогда, когда мама учит молитве «Отче наш», а когда отец учит сына поблагодарить маму за выстиранную рубашку и приготовленный обед».