Был я молодым, неоперившимся журналистом. Всегда прислушивался к мнению старших коллег, особенно тех, кто работал в более солидных изданиях.

– Неплохой ты материал написал, старик, – сказал мне побывавший  в нашей редакции и прочитавший мою статью корреспондент краевой газеты «Комсомолец Кубани». – Но скучно читать, нет в материале конфликта.

– Какого конфликта? – удивился.

– В данном случае производственного – ведь в  статье ты рассказываешь о колхозе.

– Никакого конфликта там не было и нет.

– Он всегда есть, надо его только увидеть.

Журналист увидел. Поехали с ним в другое хозяйство, где дружно работало комсомольско-молодежное звено. Побеседовали с ребятами, их руководителем-бригадиром, секретарем парткома. Спустя несколько дней читаю репортаж в краевом издании и глазам не верю. Правда, написано интересно, но написана ложь. Молодые механизаторы захотели создать звено и выращивать сахарную свеклу и кукурузу. Но бригадир, как утверждает автор, был категорически против – без опытных наставников, мол, не справитесь.  «Справимся! – отвечали хлопцы. – Ведь в нашем звене два студента-заочника – будущие агрономы».

Конфликт, как написано в газете,  дошел до председателя колхоза и секретаря парткома – старшие товарищи поддержали комсомольцев.

На самом деле все было по-другому. Инициатором создания молодежного звена стал никто иной, как сам бригадир. Он помог ребятам объединиться и всячески поддерживал. Через пару дней парторг с бригадиром приехали в нашу редакцию излить душу. Попросили телефон краснодарского корреспондента. Я как мог их успокаивал, проявляя тем самым журналистскую солидарность.

– Любил я эту газету, а теперь и в руки не возьму, – сказал расстроенный бригадир.

Когда гости уехали, я позвонил коллеге:

– Виктор Иванович,  конфликта в колхозе ведь никакого не было, теперь ты его сам создал.

– Если бы я написал иначе, мой материал никогда не попал бы на «красную» доску редакции и меня не отметили бы повышенным гонораром.

Написать красиво, нестандартно, живым языком хочет, конечно, каждый журналист. Но зачем выдумывать. Читаю корреспонденцию «Животворящий родник», опубликованную в одной из районных газет под рубрикой «Политические знания – в массы». Первый абзац заинтриговал.

«Несколько лет назад, – пишет автор, – я заблудился в тайге под Байкалом. Трое суток бродил в поисках таежной заимки. Меня мучил не столько голод, сколько жажда. Наконец увидел пробивавшийся через прошлогоднюю листву небольшой родничок. Припал к нему и долго не мог напиться. Этот случай из моей жизни вспомнился на заседании бюро райкома ВЛКСМ, когда доярку Надежду (далее следует фамилия) принимали в комсомол. Ее спросили – читает ли она произведения Владимира Ильича Ленина и услышали бойкий ответ:

– Произведения Ленина для меня все равно что животворящий родник, я их читаю каждый день и никак не могу начитаться».

Нетрудно представить, как смеялись в колхозе над этой девушкой, которая, уверен, подобных слов не говорила.

Не домысел, а вымысел и даже откровенная ложь были в то прошлое время и остаются сейчас основой некоторых наших публикаций. Врут чиновники, мы их вранье размножаем тысячными тиражами, хотя сами уверены, что это точно вранье. Отчитывается партийный функционер, называет среднюю явку на партийных собраниях в первичках в пределах 70 процентов. Сидящие в зале знают, что это ложь, что во многих организациях собраний вообще не было, но никто не возражает. Потом эта цифра появляется в газете,  и люди верят, конечно, далеко не все, в активную работу партийцев.

Есть ложь на районном и городском уровне, есть на федеральном. В одной газете читаю о росте реальных доходов граждан, в другой – о снижении этих доходов. Видимо,  некоторым чиновникам так и хочется повторить известную фразу Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Нам, в глубинке, весело не живется, мы видим, что у пенсионеров нет денег на лекарства, на оплату коммунальных услуг и даже на еду. Что едва сводят концы с концами даже многие работающие. Обеспокоен этим и президент, назвавший в послании Федеральному Собранию борьбу с бедностью главной задачей.

Людей все больше и больше раздражает социальная несправедливость. Они видят, что далеко не все живут по средствам, покупают дорогие машины и возводят  двух- и трехэтажные дворцы. Не так давно решением суда у полицейского из Калининского района Краснодарского края отобрали квартиру, купленную в краевом центре за 3,6 млн рублей. Он и супруга не смогли доказать на какие средства они приобрели недвижимость. Может,  началась в стране  уже реальная борьба с нетрудовыми доходами? Хотелось бы верить. Но эта тема – табу для районных газетчиков. Попробуй напиши, что некто неработающий или получающий скромную зарплату разъезжает на «Мерседесе» да еще имеет особняк на берегу Черного моря. У него найдется масса серьезных защитников.

О чем пишем

Конечно,  о достижениях. А почему бы и нет? Если появились новые рабочие места, отремонтированы тротуары и дороги, освещены улицы, заменен водопровод, очищены реки, сияют чистотой лесополосы.

Люди видят хорошее, но плохое замечают тоже, потому что оно раздражает и мешает жить. Газета время от времени публикует письма читателей о разного рода недостатках, но эти письма  очень не нравятся  некоторым  представителям власти,  к счастью,  не всем. «Нашелся писака! – так  сказал чиновник, правда, уже бывший, об одном нештатнике и добавил, – этот критикан не любит свою малую родину». Выходит,  что тот гражданин, который борется за чистоту на улицах, просит отремонтировать дорогу (по ней  уже не пройти не проехать) и который даже сам берет  ножовку и спиливает на целой улице свисающие над тротуаром ветви деревьев, родину не любит. А тот, кто тайно выбрасывает мусор, отравляет дымом атмосферу, разводит ядовитые сорняки  – её радетель?

Чтобы навести порядок в населенных пунктах,  надо озвучивать фамилии тех, кто его нарушает и кто уже наказан  административной комиссией. Сказал об этом одной чиновнице.

– Да вы что! Нельзя, это конфиденциальные данные!

Посоветовал ей более внимательно почитать федеральный закон. Не уверен, что она это сделала. Не назовешь  фамилии пакостника и  спишь спокойно. Никаких дальнейших разборок не будет.

Как пишем

Канцеляризмы встречаются во многих газетах. Чиновничий язык заполонил полосы. Журналисту легче, конечно, взять справку и переработать ее в статью или интервью. Отсюда из номера в номер кочуют  «руководствуясь решениями», «вдохновленные заботой», «идя навстречу» и т.д. Даже в журналистских репортажах люди говорят вычурно, лозунгами и плакатами. Читать это, особенно вслух, никак невозможно.

Владислав Зинченко,

главный редактор газеты «Единство»,  Краснодарский край.

(Журнал «Журналистика и медиарынок», № 6 2019 г.)