Тимофею Матвийченко шел 21 год, когда началась Великая Отечественная война. Он служил в Красной Армии  –  в полку 2-го кавалерийского корпуса, который дислоцировался в Молдавской ССР. Первый бой его часть приняла 22 июня  –  в день начала Великой Отечественной войны  – на реке Прут. Под натиском противника красным конникам пришлось отступить.

Один из памятных дней войны для молодого  кавалериста 29 июля 1941 года. Полк оборонял Балту,  большое село в Одесской области. Тимофей был тяжело ранен, санитарная команда решила, что он убит и оставила его на поле боя. Родителям в станицу Новопетровскую послали извещение,   что их сын убит и похоронен в  общей  могиле. Мать  несколько дней рыдала над похоронкой.

Но Тимофей через сутки очнулся  и догнал свою часть. Лечился долго в госпиталях Одессы, Николаева, Осипенко и Краснодара. Естественно,  при первой возможности   послал родным весточку о себе.

Залечив раны, попросился на фронт. С октября 1941 по декабрь 1944 года воевал в составе знаменитого Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, который прославился  под Кущевской и во многих других местах. Земляк  проявил себя в боях под Одессой,  за что в апреле сорок четвертого награжден медалью «За отвагу», а в декабре  того же года был удостоен ордена Красной Звезды  за бои под Будапештом. Под столицей Венгрии его ранило второй раз и  вновь долгие  месяцы пришлось провести в госпитале.

Мне приходилось не раз встречаться с  Тимофеем Евтихиевичем. После войны он много лет работал  в Павловской  на различных  должностях.

Весной 1944 года,  вспоминал кавалерист в интервью районной газете, из частей 3-го Украинского фронта была сформирована конно-механизированная группа, перед ней поставили  задачу обескровить тылы противника,  отрезать ему пути отступления. Казаки, ходившие в рейд, отрывались от основных сил и фактически каждый бой вели в окружении, полагаясь не столько на численность, сколько на умение и внезапность.

Командование поставило задачу захватить станцию Раздельную и перекрыть врагу путь на запад по единственной железной дороге, ведущей в  Румынию. Трое суток без остановок и отдыха казаки шли к этой станции. Дождь, переходящий  в снег, и грязь измотали кавалеристов и лошадей. В ночь на 4 апреля рейдовая группа подошла к Раздельной. Командующий генерал Исса Плиев понимал насколько измотаны люди, но знал он и то, что   перенести атаку на утро,  значит, потерять многих казаков, так как утром немцы могут организовать эффективную оборону, позовут на помощь авиацию. И все же, как поднять людей? Вспомнил Плиев старый казачий и горский обычай, и по рядам громословно понеслось:

– В атаку поведет сам командующий!

Бойцы поняли, что есть только один выход  – внезапность. Мгновенно идти в атаку  и разбить противника.

Сигнальная ракета осветила небо, и кавалеристы ринулись в  бой. На помощь им пришли танки. Ожесточенное сражение  длилось несколько часов. Раненых собирали в противотанковый ров, некоторые умирали от потери крови и переохлаждения. Медперсонал, выбиваясь из сил, старался хоть как-то помочь бойцам.

Взяв  станцию, конники и танкисты устремились к Днестру и  организовали защиту  спасательной  для врага переправы.

В ночь вошли в село Белявку. Около одного из домов сняли часового. С десяток румын спали безмятежным сном,  даже не слышали, как забрали у них оружие. Будил горе-вояк один казак рогачом, охаживая их по чем попало. Потом обрезали им пуговицы на брюках и отправили в  обоз под охраной.

В Беляевку тем временем входили основные силы. Заработали все виды оружия –  от автоматов до катюш. В этом бою, вспоминал Тимофей Евтихиевич,  погиб житель станицы Атаманской Павел  Прокофьевич Ильченко. Похоронили его в лесополосе, на  пирамидке рядом с фамилией написали, что он пал смертью храбрых за Родину. Спустя 45 лет,  в 1989 году, Матвийченко побывал в Беляевке, получившей к тому времени статус города. В самом центре его создан  мемориал в честь погибших, освобождавших этот населенный пункт. На  одной надгробной плите высечена фамилия Ильченко.

Участниками того памятного рейда были наши земляки. Их назвал в одной статье в районной газете Тимофей Евтихиевич  – это житель Атаманской, командир  батареи Илья Тимофеевич Староконь, павловчане Алексей Иванович Титаренко, Иван Иванович Симоненко, комбат Стахий Семенович Небаба, Алексей Семенович Конюхов, Павел Алексеевич Котенко, Василий Федорович Мельник,   Петр Поликарпович Бондаренко, новолеушковцы Павел Антонович Оплачко, Иван Иванович Чехла и другие.

Часто вспоминал  новопетровский казак бои за освобождение Одессы. Её взяли за 72 часа, а фашисты штурмовали «жемчужину у моря» 73 дня.

После войны Тимофей Матвийченко вернулся  на Кубань. Получил  специальность зоотехника. Работал на разных должностях: управляющим на откорбазе, заведующим  инкубатором, секретарем партбюро в спецхозе по производству кормов, директором пионерлагеря «Волна» в селе Краснопартизанском. Активно участвовал  в создании конно-спортивной школы. В его семье сохранена папка с документами и фотографиями лошадей, он написал даже  имена всех  скакунов,  рассказал о конно-спортивных мероприятиях, которые в основном сам и организовывал.

В начале девяностых в районе  под руководством райкома партии создавалось казачье общество. Тимофей Евтихиевич был самым активным членом оргкомитета. Обошёл старых казаков, их взрослых детей, которых убедил вступить в  ряды общества.

Воин-кавалерист часто встречался с молодежью. Рассказывал им о подвиге кубанских казаков на  фронтах Великой Отечественной. Его жизнь  –  образец служения  Родине. Не стало славного земляка в 2002 году. Он скончался в возрасте  82 лет.

В. Иванов.

Эта публикация стала возможным благодаря помощи Владимира Семёновича Черныша, сохранившего  документы  об отчиме, его награды и  дневники, которые тот вёл.

Дорогие читатели! Ждем ваших писем о родственниках воевавших на фронтах, и  ударно  работавших в  тылу. Или приходите в редакцию и расскажите о них. Телефоны  для справок: 5-27-58, 5-20-87, 5-11-42.

*****

Сражался за город дважды

Давным-давно услышала я и записала притчу. Жизнь человека – это  пять  дней. Первый  – появление на свет Божий. Второй – взросление. Третий – зрелость, обзаведение семьей. Четвертый – вкушение плодов старости. Наконец пятый – отчет перед всевышним о предыдущих. И, чувствуя приближение этого дня, мы подводим итоги прожитого, передавая в наследство самое ценное из своего опыта.

Как раз в такое время пригласил меня в гости  ветеран войны Т.Е. Матвийченко. Тогда он  тяжело болел, не  выходил за пределы квартиры, больше лежал. И, чувствуя, что дни его сочтены, Тимофей Евтихиевич решил рассказать для газеты о  боях за Одессу. Так совпало, что земляку пришлось  летом 1941-го  оборонять  подступы к городу, нередко ходить в рукопашную, находясь на волосок от смерти. А  три  года спустя освобождать его от фашистов и снова рисковать жизнью.

Вот что вспоминал ветеран: «Мы атаковали Татарку – последний рубеж на пути к морскому  порту. В авангарде шли казаки.

Участниками героической операции  были земляки (бойцы павловского эскадрона 4-го  гвардейского Кубанского  казачьего  кавалерийского  корпуса. – Ред.). Каждый из них неоднократно был отмечен благодарностями Верховного  Главнокомандующего и медалями».

Т.Е. Матвийченко, закончивший  войну офицером связи 9-й кавдивизии,  был приглашен в Одессу на празднование 45-летия  освобождения города  от оккупантов. И отправился казак в гости с Кубани на Украину. О торжественном приеме рассказывал тогда боевым товарищам, вернувшись  в Павловскую. Все вместе они приближали светлый день победы.

Л. Днепрова.