В Старолеушковской немало семей содержит коров. Денежный доход получают в основном от сдачи молока на заводы. Среди них супруги Шлык – Николай Васильевич и Ольга Николаевна.

Глава семьи рассказал, как в начале 2000-х пришлось оставить торговлю – была у них пара ларьков, но бизнес   свернули из-за ужесточившихся требований. С тех пор занимаются молочным животноводством.

Начинали с пары буренок, но быстро поняли: содержать небольшое количество животных нерентабельно – заботы почти те же, что и с десятью. Поначалу было очень тяжело, но постепенно втянулись.

Стадо доходило до двух десятков голов, если считать с нетелями, бычками и телочками. Сейчас животных 12, в том числе четыре дойных коровы, еще столько же в ближайшие месяцы отелится.

Распорядок дня у Николая и Ольги напоминает армейский. Подъем в 4.15, затем утренняя дойка, раздача кормов и поение животных. Тех, которые пасутся, выгоняют до вечера, остальные остаются на подворье.

В течение дня дел невпроворот. И приготовить кормосмеси, и выгрести навоз, и  починить то  что сломалось. Николай признается, что только поздно вечером он может отдохнуть. Главный помощник у него – Ольга. Она кормит, поит, доит животных. Выручает семья сына Алексея. Раньше и дочка Катя помогала, но она уехала на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Алексей порадовал родителей продолжением рода – в 2013 году появилась внучка Сонечка.

Николай Васильевич рад, что может помочь детям, поэтому и выбрал труд пусть и тяжелый, но более оплачиваемый. А где еще, считает он, селяне, особенно немолодые, могут найти достойный заработок.

Молоко сдают частникам. В Старолеушковскую приезжают несколько скупщиков, но у семьи Шлык давно сложились партнерские отношения с оптовиком из соседнего района. Цена за килограмм – 20 рублей, летом падает до 19. Несколько лет назад был краткий период, когда цена поднималась до 25 рублей.

Продукция поступает на кубанские молзаводы. На надои Н.В. Шлык не жалуется, даже в самый плохой месяц сдает более трех тонн молока.

Красностепная порода преобладает в поголовье, поскольку подходит больше для нашей местности. Красностепные и болеют реже, и корма не так «перебирают». А чтобы домашнее производство соответствовало санитарным и другим нормам, животных прививают, чипируют.

За год от государства удается получить субсидии: 50000  руб. на молоко и 25000 руб. на мясо.

Коров старолеушковцы пасут на неудобьях, непригодных для полевых посевов. Их закрепили за владельцами КРС около 10 лет назад. Стадо, куда гоняет коров Николай Шлык, насчитывает больше двух десятков голов. И здесь, наподобие кооператива, есть старшая – И.Е. Титенко. За ней числится пастбище (луг на окраине) в 6 гектаров. Пасут буренок не сами хозяева, а нанятый человек.

Доят коров Шлыки полуавтоматизированным способом. Приобрели три доильных аппарата, один из которых закреплен стационарно на прицепе – специально для обеденной дойки, пояснил хозяин. С ним Николай Васильевич ежедневно в обед едет на пастбище и возвращается с уже полными бидонами молока. Дома стойла неплохо оборудованы, даже вода в поилки поступает автоматически.

Разнотравье Николай Васильевич выращивает с 2012 года. Участок земли, купленный у одного из жителей, пришлось долго обустраивать: расчищать, разравнивать, завозить землю. Но в собственность участок зарегистрировать не сможет, заключил лишь с администрацией поселения договор аренды на три года. Хотя эти 3,4 гектара поодаль от станицы, местная власть планирует отдать их под застройку.

Заботится Н.В. Шлык и о плодородии почвы, используя в качестве основного удобрения навоз. Есть еще у животновода небольшой полевой стан. На нем хранятся два трактора, косилки, сеялки, плуги, телеги, стоговозы.

О. Пономаренко.

Фото М. Касьяна.