В редакцию газеты письмо прислал Александр Новак. Возможно, имя вымышленное, поскольку поговорить очно с человеком не удалось. Тем не менее поднятая им тема – из самых что ни на есть горячих. Речь идет о вырубке зелёных насаждений.

Автор начал издалека, с экскурса в историю заселения кубанских степей. На каком-то этапе кубанцы, чтобы приструнить ветреный климат, размежёвывали просторы лесополосами. Посаженные деревья берегут посевы от выдувания.

Но в наши дни стала проявляться другая тенденция. И есть конкретные примеры, обеспокоившие жителей.

Село Краснопартизанское, дорога на бывший пионерлагерь. Слева – частные дворы, справа – поле. В этом году здесь провели субботник и справа от дороги высадили молодые платаны. В благом деле принимал участие глава Павловского поселения Владимир Иванов, активисты села и райцентра. Но долго радоваться новым насаждениям не пришлось. При уборке урожая деревья «скосили» тоже.

В адрес владельца сельхозучастка, а им оказался Владимир Егоян, пошли гневные высказывания. Фермера посчитали повинным в гибели дорогостоящих растений. Дескать, уничтожил то, что было высажено для общего блага, и сделал это с целью распахать поле поближе к проезжей части. Действительно ли всё так, или деревья убрали по другой причине? В этом я попыталась разобраться.

Наталья Красникова – директор местного ДК и председатель ТОСа. Она хорошо знакома с ситуацией и считает произошедшее стечением обстоятельств. Весной жители Краснопартизанского обратились в администрацию поселения с просьбой восстановить аллею вдоль дороги к пионерлагерю. Ранее здесь росли высоченные тополя. Махины могли упасть на проезжую часть, и их ликвидировали.

В. Иванов отреагировал быстро. Саженцы платанов доставили к месту постоянного произрастания 30 апреля. Деревца, а их было 30 штук, достигали в высоту трех метров, а некоторые и более. Субботник в канун майских праздников выглядел как символ коллективного труда, и красавцы-платаны должны были остаться в дар потомкам.

Только вот не учли, что декоративные растения, к коим относится платан, требуют грамотного ухода. Полив, обрезка, подкормка – их сроки и частоту должен рассчитать специалист-садовод, не говоря уже об анализе почвы и прочих агротехнических условиях.

Мало того, что так поздно – почти в конце весны – корневой системе довольно сложно адаптироваться в земле, так еще  платаны оказались на поле «подселенными квартирантами». А иначе и не скажешь, поскольку высаживали их – как это ни дико звучит – по уже взошедшему подсолнечнику (фотографии сохранились до сих пор).

Половина платанов не прижилась сразу. Остальные чахли при летнем зное, «забаррикадированные» истощающим почву подсолнечником, через несколько недель виднелись лишь верхушки, так и не набравшие листвы. Только представьте: платаны на подсолнечном поле!

Саженцы тем не менее, как могли, поливали работники ДК – возили 5-литровые баклажки с водой через всё село. Помогали им в общеполезном труде супруги Лысенко Виктор и Ольга, а также Александр Кочерга. Н. Красникова просила других проживающих по соседству людей поделиться живительной влагой из домашнего водопровода, но те посчитали подобную щед­рость расточительной. Понять отказ можно – у многих стоят счетчики.

Принимал участие в уходе за деревьями и фермер Владимир Егоян – выделял рабочих, бочку с водой. Он не скрывает, как был озадачен тем, что саженцами заняли его посевы. Но об этом он узнал уже по факту, когда вернулся из отпуска. Вообще, придорожная полоса на поле, о котором идет речь, добавляла хлопот Егояну не один год. Как упоминалось выше, спилили здесь высокие тополя ориентировочно в 2010 году. Древесину, поговаривают, отправили на пеллетный завод. Пни же никто корчевать не стал. Пошла обильная поросль, чем воспользовались любители помусорить. Обочина быстро превратилась в стихийную свалку. Предписание расчистить территорию администрация поселения направила В. Егояну, апеллировав к владению участком.

Фермер, согласившийся с требованиями, нанял за свой счет спецтехнику. Огромные пни выкорчевали (вдоль четырех кварталов), а землю распахали для посева сельхозкультур. При этом Владимир уверяет, что получить какую-то отдачу с этих метров сложно: перед уборкой по агротребованиям их распахивают, да и урожайность вблизи жилого массива по вполне понятным причинам небольшая.

В администрации поселения посчитали, что граница фермерского поля от дороги расположена значительно дальше, чем подсолнечник, взошедший на расчищенной от пней полосе. Поэтому, со слов В. Иванова, купленные на средства бюджета платаны высаживали на земле поселения.

Подтвердить документально, где все-таки заканчивается поле В. Егояна, никто не смог. Ссылались на отсутствие выдела данного участка земли в натуре. Некоторые сведения удалось раздобыть у кадастрового инженера. На основе                                                       аэрофотосъемки, проведенной еще в 2009 году, составлена карта с нанесенными отмежеванными участками. Следуя ее данным, граница интересующего нас поля со стороны улицы Степной (дорога на пионерлагерь) установлена по косой линии. Перпендикулярно к этой улице выходят другие: Веселая, Коммунаров, Крестьянская, Казачья, Восточная (по порядку). На промежутке от Веселой до Коммунаров – всего 3 метра от края асфальтированного полотна до границы поля. Дальше, до ул. Восточной, это расстояние расширяется до 15 метров. Здесь стоит трансформаторная подстанция, питающая микрорайон, и за ней тополиные пни до сих пор не выкорчеваны, кое-где вывален мусор. Территория эта, по словам местных жителей, принадлежит поселению.

Но платаны все же были высажены ближе к другому краю, где полоска «поселенческой» земли минимальна. Словом, вопрос на чьей территории не прижились платаны (муниципальной или фермерской) остается открытым. Пусть в этом разбираются сами собственники. Опишем лучше как молодые насаждения убрали с поля.

…Погибшие от засухи деревца достояли до осени. Пришла пора косить подсолнечник, и В. Егоян поставил об этом в известность Н. Красникову. Она, как председатель ТОСа, передала информацию главе поселения. Факт того, что деревья действительно засохли, подтвердили и проживающие в Краснопартизанском В. Лысенко, А. Кочерга, М. Горбаченко, В. Пьявка, Л. Куровская, А. Дьяченко, Р. Роговской и другие. И когда на поле зашел уборочный комбайн, ему оставалось удалить лишь полностью омертвевшие стволы.

Высадят ли на месте погибших платанов новые растения, пока точно не известно. А вот то обстоятельство, что бюджетные деньги оказались закопанными в землю, ни у кого сомнений не вызывает.

P.S. Владимир Егоян сейчас распахал участок на расстоянии 5 метров к краю асфальта. Люди по-прежнему сбрасывают на обочину бутылки, обертки и прочий мусор. Хозяин поля регулярно собирает это «добро». Он подчеркнул, что не против, если его заставят, отступить – общая площадь поля 100 гектаров, так что даже и 20 метров обочины не повлияют на севооборот. Вот только во что превратится придорожная полоса? Не появится ли новая свалка – как и в те времена, когда здесь вымахала тополиная поросль?

О. Пономаренко.