10 июля этого года исполнилось бы 85 лет основателю Павловского народного театра Петру Ивановичу Слюсареву. В 1968-1976 гг. работал актером и главным режиссером Костромского драматического театра, главным режиссером Волгоградского академического театра, режиссером московского театра им. Станиславского. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор. В честь знаменитого земляка в Павловской названа улица.
Фото из архива редакции.

В зале гаснет свет: зрители скорее догадываются, чем видят, как медленно раздвигается тяжелый занавес. На сцене начинает светлеть, словно где-то там, за горизонтом,  всходит огромное зарево. И вот зал рукоплещет: через всю сцену – огромнейшее алое знамя. На нем красуется  пять орденов, которыми награжден комсомол. На знамени, трепещущем словно от ветра, большими золотыми буквами горят слова: «Славному Ленинскому комсомолу посвящается».

Так начинается лирическая комедия Алексея Арбузова, которую с большим вниманием просмотрели павловцы в кинотеатре имени Кирова в день празднования сорок первой годовщины Ленинского комсомола, 29 октября.

На этот раз играли не заезжие артисты, а наши, павловские.

Этот молодой драматический коллектив, возглавляемый членом бюро Павловского райкома комсомола Петром Слюсаревым, существует всего лишь два с лишним месяца. Он, этот коллектив, борется за высокое звание: за право называться народным драматическим театром. И надо сказать, что первые шаги этого театра подают большие надежды.

Несколько слов о том, как рождался этот спектакль. Шло очередное заседание бюро райкома комсомола. Утверждался день проведения районной комсомольской конференции. Назначили на 19 сентября. И вдруг кто-то сказал, обращаясь к Петру Слюсареву:

– Хорошо, если бы к этой конференции был подготовлен подарок, а, Петя?

– Будет, ребята,  – сказал Слюсарев, потирая руки, – обязательно будет. Мы поставим в этот день «Дальнюю дорогу» Арбузова.

В тот же вечер молодой  режиссер жадно перечитывал пьесу. Ну, конечно, Антона, 24-летнего секретаря комсомольского комитета на одном из участков строительства первой очереди Московского метро, возьмет он сам. Этот образ как нельзя больше перекликался с его собственной жизнью. Вот уже несколько лет Петр является комсомольским  активистом.

Петр перебрал в памяти имена участников художественной самодеятельности и решил всех их собрать на следующий день. Он почему-то был уверен, что каменщик СМУ-19 Борис Федирко, рабочая Павловского маслосырзавода Таисия Моисеева, Геннадий Целинский примут участие в постановке.

И вот роли распределены. Но времени оставалось очень мало  – всего лишь двадцать дней. Поэтому для репетиций приходилось выкраивать каждую свободную от работы минуту, каждый свободный вечер. И все-таки победа осталась за ними: 19 сентября спектакль был показан делегатам ХХХ Павловской районной комсомольской конференции. Этот день, по существу,  и является днем рождения нашего районного драматического театра.

Вскоре этот же спектакль молодые артисты показали колхозникам атаманской сельхозартели имени Жлобы и рабочим Сосыкского совхоза.

Мы не будем останавливаться на содержании пьесы. Скажем только, что эта «история,  немножко грустная, немножко веселая», представляет собой одну из ярких героических страниц, вписанных в историю страны Ленинским комсомолом. Из неё мы узнаем, как  летом 1935 года в Москве в Сокольниках, весь комсомол Советской России воздвигал себе памятник на вечные времена   –  строил первую очередь метро.

Остановимся коротко на игре артистов.

Действующих лиц немного – всего лишь семь. Назовем исполнителей ролей: Елена Ляшенко (Лешка), бригадир женской бригады – Таисия Моисеева; Топсик   –  её подружка – Лилия Фуковская; Лиля Брегман  –  Алла Витковская; Антон, секретарь комсомольского комитета  – Петр Слюсарев; Илья Солнышкин – Геннадий Целинский, Максим Самодельный – Борис Федирко.

О Петре Слюсареве мы уже говорили выше. Надо добавить, что он играл на этот раз вдохновенно. Он смог донести до зрителя правдивый образ жизни вожака молодежи. Веселый, непосредственный, шутник и балагур, он всегда в гуще событий. Он не регистратор всего происходящего, а активный строитель метро. Это он направляет по нужному руслу, он, «вершитель судеб и хозяин счастья». Он смело выдвигает людей на большую и ответственную работу, дает отпор тем, кто перестал верить другим, он заботится о быте своих друзей, и приходит в самую тяжелую для героев минуту, подает им  свою крепкую руку.

Когда он приходит к Лешке и просит ее взять в свою бригаду Самодельного и Солнышкина, он так смотрит на неё, что ему нельзя отказать. И зритель переживает  это вместе с ним, хочется помочь ему, поддержать и самому сказать несколько слов Лешке в поддержку Антона. И вот она дает свое согласие.  Антон облегченно вздыхает, что у Антона словно гора с плеч  свалилась.

Друзья Илья Солнышкин и Максим Самодельный (Геннадий Целинский и  Борис Федирко). Они всюду вместе. Вместе работали в передовой бригаде Егорки Бейчеховского, обоих их оттуда выгнали: Максима за хулиганство, картёжную игру и драку в общежитии, а Илью  –  за трусливое поведение, недостойное звания комсомольца.

Борис Федирко умело передает характер Максима Самодельного, которого «недельным пацаном в капустных грядках нашли и взрастили всем селом, за что и пас он мирской скот от четырнадцатилетнего возраста». У него свои замашки, свои привычки. Сильный, крепко сбитый, он привык быть независимым. Он гордится тем, что его пять рек в своих волнах топили, а он выплыл… Бревна по голове стукали, а он хохотал… Он хороший, верный  друг. И все это Борис Федирко смог воплотить на сцене, донести до зрителя, заставить его переживать. Мы видим, как на глазах он растет, преображается, как на глазах меняются его привычки, как благотворно влияет на него окружающая среда. И в конце спектакля мы видим его повзрослевшим, серьезным парнем, который уезжает служить не куба-нибудь, а в Особую, на Дальний Восток. Для него шахта метро стала родной,  такой же родной и близкой,  как и все вот эти друзья и товарищи.

Геннадий Целинский. По словам Антона, Илья –  главный герой его повести. Илья всю свою жизнь прожил в городе Муроме на реке Оке, у тетки Варвары Семеновны,  никогда не был в больших городах. И вот Солнышкин по существу начинает заново жизнь. Ему трудно приходится среди этих людей, видавших виды.

Вот почему мы видим вначале жалкого Солнышкина, который вызывает у зрителя чувство недовольства. Постепенно Илья идет в гору, расцветают его  духовные качества, словно крылья вырастают у него за плечами,  и он со слезами радости благодарит своих друзей за то, что они помогли ему найти свое место в жизни. Все это Целинский смог выполнить на сцене.

Из женских ролей наиболее удачно была  исполнена роль Лешки (Таисия Моисеева). Не будем детально разбирать каждое её движение, а скажем: если Моисеева и дальше будет серьезно заниматься повышением  театрального мастерства, она сможет развить свой талант.

В. Кукса.

( Газета «Коммунист»,  5 ноября 1959 года).