Татьяна Павловская, «Российская газета», Краснодарский край

Пока мы в редакции выбирали район (а в принципе можно было ехать в любой), где работа сельхозпредприятий никак не влияет на  социальное развитие населенных пунктов, где они расположены, к нам пришло письмо.

«В августе 2019 года чиновники приняли нашу школу в удовлетворительном состоянии, о чем был подписан соответствующий акт, – писали родители из станицы Павловской.- В сентябре свыше 300 наших детей начали учебный год, и вдруг 21 октября на  общешкольном собрании нас поставили  перед фактом: учебный процесс переводят в здание другой школы, где большинство из наших детей будут заниматься  во вторую смену.  Новостройка, безусловно, давно нужна, но зачем экстренно выселять детей?  Помогите нам. Ведь  снос старого здания, как у нас говорят,   инициировали те, кто заинтересован занять освободившийся школьный участок»….

От Краснодара до Павловской 150 километров. Это  – райцентр одного из  самых крупных аграрных районов Кубани.  Продукцию здешних сельхозпредприятий знают по всей России. Но при первом же знакомстве выясняется, за последние годы в районе не появилось ни одной школьной новостройки, хотя большинство зданий, где учатся дети, давно обветшали. Из пяти школ станицы Павловской, две были построены казаками  еще в начале прошлого века – в 1900 и 1905 годах. В одной из них – СОШ№12 – минувшей осенью родители  объединились в штаб сопротивления, узнав о том, что их дети экстренно переводятся в другое учебное заведение.  Об этом они и написали в «РГ».

 В этих стенах дети учатся последние дни. Фото: Владимир Аносов/ РГ

В этих стенах дети учатся последние дни. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Районные власти спокойно объясняют, что здание СОШ №12 признано аварийным по решению суда, куда с иском обратилась прокуратура.  Иск был удовлетворен 26 ноября, но решено, что до конца декабря учебный процесс будет проходить на прежнем месте: аварийный участок зданий отгорожен,  дети переведены в безопасное место.

– Новую школу будем строить рядом со старым зданием. Уже проведены торги, определена организация, которая займется проектно-сметной документацией,  – пояснил корреспонденту «РГ» глава Павловского района Борис Зуев.

 Но почему тогда всполошились жители?

– У нас весь народ гудел, говорили, что школьный участок хотят использовать под стоянку для большегрузных машин, – говорит  один из авторов письма в «РГ» Михаил Курбала. – Из-за этого вся станица всполошилась, а не только те, кто за речкой, как мы, живем.

Из своего окна многодетная мама Елена Курбала видит здание старой школы. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Из своего окна многодетная мама Елена Курбала видит здание старой школы. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Михаил и Елена Курбала – многодетные родители. У них шестеро детей,  трое младших – школьники. Большая семья обитает в доме напротив школы. В свое время купили здесь старую хатку, которую  собственными силами достраивают вот уже несколько лет.

Большую станицу разделяет речка Сосыка. Участок в два с лишним гектара со  стоящей на нем школой сразу за мостом.  Для коммерсантов это действительно лакомое место.

– Ведь у нас тут, за речкой, треть станицы живет – 10 тысяч человек, а детям пойти некуда, – сетует Елена. – ДК закрыли, сырзавод закрыли. Торговые точки появились и там, где стоял авторемонтный завод.    Куда местным жителям податься, если работы нет, да и отдохнуть  негде?

Михаил Курбала дополняет  супругу:

– В свое время  проблемы с ремонтом и оснащением школы колхоз на себя брал, – вспоминает он. – Председатель  заказал проект новой школы, но построить ее не успел:  колхоз развалился, после чего земля отошла крупному холдингу.

Земля – главное богатство района. Здесь свыше 160 тысяч гектаров сельхозугодий. 65 процентов из них приносят прибыль агробаронам, живущим, как правило, за пределами района.  Но выяснить, как они пополняют районную казну и бюджет сельских поселений, не удалось: эта тайна оказалась за семью печатями.

Самый   большой земельный клин района находится в управлении агрокомплекса «Выселковский». Станичники жалуются, что после того, «как земля за речкой отошла к этой фирме, закрыли ДК, где дети и взрослые занимались народным творчеством. Зато теперь  в этом здании открылся фирменный магазин».

И все, как ни странно, по закону. По словам прокурора района Владимира Порпула,  проверка выявила нарушения пожарной безопасности. Устроение нарушение требовало вложение серьезных средств, на что собственник не пошел. Участников творческих коллективов пришлось спешно переселять в муниципальный ДК, расположенный в центре большой станицы.

–  В стремлении сохранить старое здание школы я станичников поддерживаю, – говорит прокурор.  –  Чтобы в перспективе  использовать эти помещения  для творческих и спортивных кружков и секций, мы инициировали проведение экспертизы в государственном учреждении, по результатам которой будет приниматься решение о дальнейшей судьбе этого здания.

Сейчас аварийное крыло отгорожено сеткой,  в остальных помещениях до конца декабря продолжатся занятия. В них царит предпраздничная атмосфера, а большой школьный коридор украшен новогодними гирляндами.

Сергей Приходько: С 13 января мы переходим в здание школы искусств, расположенное в центре станицы Фото: Владимир Аносов/ РГ

Сергей Приходько: С 13 января мы переходим в здание школы искусств, расположенное в центре станицы Фото: Владимир Аносов/ РГ

– С 13 января мы переходим в здание школы искусств, расположенное в центре станицы, – пояснил директор школы Сергей Приходько. – Там в наше распоряжение отдают 25 кабинетов. Для подвоза детей район выделил 4 автобуса, которые закрепляются за нами.

Глава  района успокаивает: к ноябрю будущего года должна быть готова проектно-сметная документация новой школы. Во сколько обойдется строительство новостройки выяснится позже. Но, по его словам, совершенно очевидно – в районе таких денег нет и в помине. Надежда – на краевой и федеральный бюджет. На помощь агаробаронов, стригущих купоны с кубанских черноземов, пока, увы,  рассчитывать не приходится…

За загородкой - аварийное крыло. Фото: Владимир Аносов/ РГ

За загородкой – аварийное крыло. Фото: Владимир Аносов/ РГ

Комментарий

Александр Шипулин, председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР), член Общественной палаты РФ:

– Ситуация в Павловском районе типична для Кубани, где в свое время с подачи властей была сделана ставка на развитие крупных агрохолдингов. В результате колоссальные земельные ресурсы оказались сосредоточены в руках немногочисленных хозяев. Большинство из них действительно зарегистрированы в других местах, где платят основные налоги, а местных жителей зачастую даже не трудоустраивают, предпочитая возить вахтовым методом наемных работников. Чтобы прокормить семьи, селяне вынуждены искать заработки на стороне, а то и вовсе переселяться в города. И нам понятны и близки слова главы государства о том, агропромышленный бизнес должен больше думать о сельских жителях, о качестве их жизни.

Раньше действительно социальными вопросами на селе занимались колхозы и совхозы, а руководители хозяйств, их семьи жили там же. Сейчас эту роль выполняют фермеры. Например,  наше хозяйство, созданное на основе приемной семьи, расположено на хуторе Восточном, Ленинградского района Кубани. Мы тут живем, здесь живут наши  дети, внуки посещают школу, детский сад и клуб. Поэтому заботу о социальном развитии нашего хутора мы берем на себя.

За десять лет число работающих фермеров и малых сельхозорганизаций в стране сократилось на 37 тысяч, или на 20 процентов. К такому выводу пришли во время последней Всероссийской сельхозпереписи. Причина – в захвате земли крупным агробизнесом, с которым местным фермерам приходится судиться за каждый  гектар пашни. Как говорят эксперты, не решив эту проблему, невозможно повысить эффективность малого агробизнеса, создать новые рабочие места в селе и остановить миграцию из малых населенных пунктов. Нужно безотлагательно менять приоритеты в развитии АПК, отдавая их семейным предприятиям, тем же фермерам, которые живут в станицах и хуторах, где обрабатывают землю. В частности, отдавать землю, минуя процедуру торгов, небольшим семейным предприятиям, которые не в состоянии конкурировать с крупными холдингами.

Кстати, об этом на недавней встрече с Владимиром Путиным говорила Мария Соколова, фермер, многодетная мама из Гулькевичского района Кубани. У них с мужем четверо детей и около четырех гектаров земли. На двух из них они построили дом и животноводческую ферму, остальные используются как пастбище. Все попытки выйти на торги, чтобы прирастить земельный клин, оказались безуспешными. Президент пообещал сначала помочь ей, а потом и всем фермерам, живущим рядом с землей, которую обрабатывают. И селяне очень на это надеются.

Справка «РГ»

Сразу три агрохолдинга со штаб-квартирами в Краснодарском крае вошли в рейтинг компаний с самыми дорогими землевладениями, составленный Forbes.
Лидером рейтинга стало АО Фирма «Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева». В настоящее время компания, подконтрольная семье бывшего губернатора Краснодарского края и экс-главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, владеет 649 тыс. га земли. Стоимость земельных активов, по данным Forbes, оценивается в 68,5 млрд рублей.
В состав АО Фирма «Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева» входят 60 предприятий, которые занимаются растениеводством, производством кормов, мясным и молочным животноводством, садоводством, переработкой продукции сельского хозяйства.

Пятое место в рейтинге занял концерн «Покровский», штаб-квартира которого находится в станице Каневской Краснодарского края. Площадь его земельного банка составляет 240 тыс. га, стоимость — 31,2 млрд рублей.
Агропромышленные комплексы концерна «Покровский» сосредоточены в 13 районах Краснодарского края. Концерн владеет двумя элеваторами, комбикормовым заводом и мукомольной фабрикой.
14-е место в рейтинге с самыми дорогими землевладениями занял агрохолдинг «Кубань», который входит в группу «Базовый элемент» Компания со штаб-квартирой в Усть-Лабинске владеет 112 тыс. га земли общей стоимостью 14,6 млрд рублей.

Опубликовано 27.12.2019 г.

https://rg.ru/2019/12/27/reg-ufo/pochemu-kubanskie-stanicy-prihodiat-v-upadok.html