С годами стала замечать: в каких-то мелочах все ощутимее проявляется  во мне кровь предков. То захочется  смастерить  что-то  в народном стиле (прабабушка хорошо ткала и вязала). То душа потребует  острых балканских блюд – лечо, чечевицу с чесноком, суп «таратор», как любил прадед. А то ночью приснится родовое село Павловка на Украине, где мне  довелось  побывать  в далеком детстве.

С таких реальных позиций понятен и зов предков, который  призывает на Радоницу потомков первых поселенцев хутора  Бальчанского. Приезжают  они из разных мест на кладбище помянуть родных. Находится  погост на взгорочке. Отсюда хутор как на ладони виден, утопающий  в зелени с артериями – улочками.

Год  образования Бальчанского неофициально  считается 1904-й. Как и соседнего хутора Новопластуновского (сейчас – станица).  Маленькие хатки-мазанки, камышовые крыши, плетни из жердей, тоненькие прутики посаженных акаций… Так начинался хутор, сперва  –  Болчанский, по архивным справкам. Почему так назывался – остается только  гадать, призвав на помощь  топонимистов.

Четверть века назад, заинтересовавшись  историей  живописного уголка, я расспрашивала и записывала старожилов. Они  рассказывали, что здешние места на рубеже  XIX-XX  веков облюбовал немецкий фермер. Казаки звали его на кубанский лад – Францевич. Тот имел большой  надел земли, скотину и нанимал работников. Хозяйство было крепким. Трудились  в нем  бабка и дед В.Я. Стадника. Поженившись, молодые  приехали на  новое место в конце  1903 года и всё начали с нуля. Так же, как и другие первые поселенцы. Это были два брата Стадника, три Юрченко, два Волочай, семьи Шкарупа, Васильчуки, Доценко… Они же посадили и  молодые акации, которые,  сохранившись местами, как богатыри охраняют хутор от ветров.

Много повидал Бальчанский  –  тяготы  Первой мировой  войны, круговерть Гражданской, нелегкое  время  всеобщей коллективизации, не обошедшей и хутор. В начале  30-х беднота основала колхоз с  громким названием  «Путь Ильича», который  в 50-е годы влился в более сильный – имени Калинина.

Когда грянула Великая Отечественная война, многие хуторяне ушли бить фашистов, заслужив  в боях ордена и медали.  Федор Николаевич Гребенюк стал  полным кавалером ордена Славы и до последнего  работал на общее благо в колхозе.

Послевоенная разруха, бездорожье, отдаленность от райцентра, отсутствие благ цивилизации побудили  молодых и энергичных  бальчанцев уезжать  в поисках лучшей доли. Но оставались самые крепкие, кто ежедневно преодолевал неудобства сельского быта, чтобы растить  хлеб, воспитывать детей, нести свет культуры, доставлять почту, лечить людей. Среди таких семей  были Богатыревы.  Николай Федорович работал  механизатором, Екатерина Сергеевна –  учительницей начальных классов. Земляки по-прежнему говорят о них с уважением.

В 60-80-е годы хлеборобы хутора Бальчанского добивались высоких  урожаев колосовых культур, кукурузы, подсолнечника. Бригаде, которой руководил Василий Иванович  Николаенко, кавалер ордена Ленина, одной из первых в крае присвоено звание высокой культуры земледелия. В районе были известны имена  механизатора  кавалера ордена Ленина Ивана Ивановича Шкарупы, звеньевых Раисы Николаевны Шульга, Таисии Михайловны Терновой.

Перестроечное время встряхнуло хутор. Беженцы из бывших союзных республик стали  оседать на Бальчанском –  покупали  жилье, обустраивались, шли работать…

На хуторе выросло несколько поколений. И для нынешних его жителей Бальчанский не просто точка на карте, а родина. Та, что приходит во снах с щемящими душу картинами – кустом калины у подворья, рябиною на взгорочке или ивушкой у реки… Да,  здешние корни сильнее временных бурь, а значит – и далее будут крепнуть.

Л. Ермак.