В полном здравии встречает 90-летие Николай Алексеевич ПОЛЕВИК.

Жителю станицы Павловской бывшему помощнику районного прокурора Николаю Алексеевичу Полевику 31 декабря исполняется 90 лет.

В школе он учился на «четвёрки» и «пятёрки». Легко давались русский язык и литература. Именно  благодаря  этому  выбрал гуманитарный вуз  – поступил в Саратовский юридический институт. На одной из первых лекций профессор заведующий кафедрой вполне серьезно предупредил студентов:

– Юрист  –  умирающая специальность. Сейчас на дворе 52-й год, а через 10-15 лет в стране наступит коммунизм, преступности не будет. Все станут  жить счастливо. А вы останетесь без работы.

На первом курсе училось около двухсот человек, где-то 50 из них после этих слов забрали документы и ушли в финансово-экономический институт, расположенный напротив юридического.

– Я долго размышлял над словами доктора юридических наук, ну,  может,  преступность при коммунизме искоренят,  но услуги юриста всегда останутся  востребованными. Например, при   гражданских делах или при экономических взаимоотношениях юридических лиц, – вспоминает Николай Алексеевич.

В институте учился  хорошо, без «троек». А иначе было нельзя. Получишь «тройку» и на полгода лишаешься стипендии. Платили тогда студентам 320 рублей в месяц. На питание в столовой хватало, правда,  с натяжкой. Благо, что на столах хлеб был бесплатным. Возьмешь пару стаканов чая, намажешь хлеб горчицей и утолишь голод. Да еще он вместе с сокурсниками ходил на Волгу баржи разгружать. Так и жили.

Мама Анна Гавриловна работала за трудодни в новолеушковском колхозе. Ей самой было трудно прокормиться. Отца Алексея Михайловича призвали в армию в сороковом. А через год началась самая кровопролитная в истории человечества война. Тяжелые бои шли на подступах к Севастополю. Тут и сложил голову солдат.

По распределению  молодой  юрист уехал в небольшой город Калач, что в Воронежской области. Три года работал адвокатом. Вел и гражданские и уголовные дела. Когда вернулся домой к заболевшей маме, Новолеушковского района уже не было. Он устроился юрисконсультом на сырзавод. Время от времени выступал в роли адвоката на  процессах. В одном из  заседаний состязался в прениях с прокурором района Гаврилом Андреевичем Ермошиным. Он – защитник, тот – государственный обвинитель.

– Не знаю,  почему я ему понравился, но он пригласил меня в прокуратуру на должность своего помощника. Я, конечно, согласился, – рассказывает Николай Алексеевич. – Работал в этом надзорном органе долгих 28 лет.

– Чем в основном приходилось заниматься?

– Главным образом был государственным обвинителем на судебных заседаниях.

– И много  рассматривали  уголовных дел?

– За неделю три-четыре. С приближением к коммунизму, – улыбается Николай Алексеевич, – их становилось всё больше и больше, это мы наблюдаем  и сейчас. Профессия юриста, уверен,   вечная. Преступность будет всегда  – иногда больше, иногда меньше. И её не искоренить, когда общество разделено на богатых и бедных.

Расскажите о делах, которые особенно запомнились.

– Их было немало. Приходилось обвинять и крупных расхитителей социалистической собственности,  и мелких воришек,  и даже убийц. Особенно запомнились два дела. В Старолеушковской женщина убила сожителя. Тот крепко пил и регулярно её поколачивал. Один раз так избил, что она не выдержала. Когда пьяный изверг уснул, взяла топор и два раза ударила его обухом по голове. Садист скончался на месте преступления. Мы с судьей оказались солидарны. Женщина получила минимальный по этой статье уголовного дела срок – пять лет.

– А второе дело?

– Председатель суда Людмила Борисовна Королева меня и адвоката пригласила к себе в кабинет. Показала письмо, которое ей принесла мать осужденного за хулиганство. Он на почве ревности избил парня и получил три года. Не поделили девушку. «Мама, писал он, живу я в Сочи в общежитии, работаю на стройке. Регулярно получаю неплохую зарплату. Рабочий день у нас нормированный. Два выходных. Купаюсь в море. Спасибо судье Королевой, что она отправила меня на курорт». Парень работал в колхозе трактористом от зари до зари. Часто без выходных. В лагере ему оказалось лучше, чем на воле. Вот такой была жизнь.

– Попадали ли из нашего района в исправительные лагеря невинно осужденные?

– Никогда! Ни одно дело краевой суд по этой причине не возвратил. Каждое из них мы изучали очень тщательно и были максимально объективны.

– Мы – это кто?

– В первую очередь председатели районного суда –   сначала Королева,  затем Владимир Алексеевич Кокин, другие судьи, адвокат Людмила Борисовна Гришко.

Николай Алексеевич Полевик хорошо известен не только в юридических кругах нашего района, но и… футбольных. Он в свое время играл за институтскую команду, был полузащитником. В Павловской много лет посещает все  игры  на стадионе «Урожай» и турниры по мини-футболу в спорткомплексе. Даже ездит с павловской командой на матчи в другие города и станицы.

90 лет, конечно,  – не шутка.  Но чувствует он себя лет на 70 – не более.

– Японцы говорят, чтобы быть здоровым, надо в день пройти не менее восьми тысяч шагов. Шагометра у меня нет. В Павловской не могу найти магазин,  где он продается. Но, уверен, хожу не меньше –  два-три часа   обязательно в пути. Нет такого уголка в станице, где бы я не побывал несколько раз.

– Давление измеряете?

– А зачем? Оно всегда в норме.

Николай Алексеевич любит читать газеты, журналы, книги. Два раза в неделю бывает в библиотеке. Много лет выписывает наше «Единство» и говорит, что оно ему очень нравится.

– Зрение не подводит?

– Нисколько, у меня даже очков нет.

На его здоровье сказалась наследственность – мама умерла в 95. Он никогда не курил, если и выпивал спиртное, то очень немного. С супругой Юлией Федоровной (она работала медсестрой в больнице) прожили 64 года. Вырастили дочь Ларису и сына Сергея. Сейчас радуют их  внучка  и правнук.

В. Иванов.