Накануне Святого вечера многие начинают вспоминать о корнях, как да что делали дедушки и бабушки в рождественские деньки… На этот раз мы расскажем о традиции носить кутью или вэчэрю. И тут в помощь труд отметившего недавно юбилей старолеушковца Николая Бондаря. Земляк – признанный мэтр этнографии, истории. Он профессор КубГУ и заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры «Кубанский казачий хор».

«…Ношение вечери (вэчэри в черноморских станицах) детьми часто начиналось до семейной трапезы, с трёх часов дня, «как зазвонят в церкви». Кутью (кашу из пшеницы или риса, в чашечке или стаканчике с ложкой) и пирожки завязывали в новый платок, и с узелком вечерники отправлялись по станице. Кутью, вечерю носили и дети, и взрослые. Хотя некоторые старожилы говорили, что это должны делать только мальчики. Или же подчёркивали, что раньше кутью носили лишь ребята. Но в ритуале участие принимали и взрослые: «Кутю носылы и диты, и взросли…», «Днём, с трёх часов – диты, а вэчиром – взросли».

Правда, возрастные ограничения всё же существовали: «Кутю носили детки и молодые, если ещё (у них) деток нет. А то бывает, что и дети уже есть». Обычно это были молодые, которые приносили вечерю матери, родителям невестки, теще. Вечерники наведывались к дедушкам, бабушкам, крёстным. Но в большинстве станиц они обходили не только близких, но и соседей.

Они стучали в калитку. Их впускали в дом. Принёсший кутью здоровался и произносил слова: «Здрастуйтэ! С празнычком, с Рожыством Хрыстовым! Прыслалы маты и батько вэчерю вам, а я прынис», «Здрастуйтэ! Со святым празныком! Прыслалы батько и маты вам вэчэрю», «Здрайстуйтэ! Святый вэчир! Папаша, мама прыслалы (послалы) вэчэрю, а я прынысла (прынис), шоб вылыка (вылыкый) росла (рис)!».

Хозяева отвечали: «Господь велел зайтить вам!». Вечерники заходили, крестились. Все целовались в щеки. Зашедших в гости благодарили, усаживали за стол. Каждый член семьи должен был взять одну-три ложечки принесенного угощения. Хозяева также брали пирожок (или даже все), а взамен съеденного добавляли своё. Так поступали и в следующем доме. Вечерников одаривали. Это мог быть кусок пирога, сладости, деньги. Родственники, крёстные родители готовили дары побогаче. Верующие приносили «вэчерю и в храм, Спасителю».

Не принести вечерю –  как нанести одну из величайших обид. Ритуал действительно значим. В нём – идея обновления, восстановления связей, которые к концу года ослабевают, «изнашиваются». Причём это восстановление отношений как между живыми и умершими предками (кутья, пирожки – поминальная пища), так и между живыми (ношение кутьи из семьи в семью).

Центральный символ традиции – обрядовая кутья из зерна, семени. А зерно – один из главных символов жизни.

«Календарные праздники и обряды кубанского казачества».