Сто один год назад была провозглашена Кубанская народная республика, просуществовавшая всего один год и девять месяцев. Этот временной промежуток был весьма бурным и насыщенным событиями. 

Спустя три недели после Февральской революции 1917 г. управление Кубанской областью и Черноморской губернией перешло к комиссарам Временного правительства кадетам К.Л. Бардижу и Н.Н. Николаеву, а наказный атаман генерал-майор М.П. Бабыч был отстранен от должности и отправлен в отставку «с мундиром и пенсией».

Опережая развитие событий, Вторая краевая Рада, заседавшая 24 сентября – 4 октября, т.е. ещё до вооружённого восстания в Петрограде, приняла первую Конституцию Кубани – «Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». В ноябре вместо Временного войскового правительства было образовано Кубанское краевое правительство. Его председателем стал Л.Л. Быч. 8 января 1918 г. первая сессия объединенной Законодательной Рады в составе 45 казаков, 45 иногородних и 8 горцев провозгласила Кубань самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.

14 марта Екатеринодар был взят красными войсками под командованием И.Л. Сорокина. Изгнанные из города Рада и правительство в обозе вооруженного отряда под командованием новоиспеченного генерала В.Л. Покровского, («парламент на лошадях», как иронично называли Кубанскую раду белогвардейцы), вынуждены были сделать ставку на Добровольческую армию. Но только после Второго Кубанского похода, в августе 1918 года правительство Кубани получило возможность возобновить свою работу в Екатеринодаре. На пост председателя Краевой Рады был избран Н.С. Рябовол.

Кубанское правительство пыталось найти свой, третий,  путь в революции и гражданской междоусобице (между большевизмом и реставрацией монархии). С конца 1917-го по начало 1920 года на Кубани у власти сменилось четыре атамана (А.П. Филимонов, Н.М. Успенский, Н.А. Букретов, В.Н. Иванис), 5 председателей правительства (А.П. Филимонов, Л.Л. Быч, Ф.С. Сушков, П.И. Курганский, В.Н. Иванис). Еще чаще менялись составы правительства  –  в общей сложности 9 раз. Столь частая смена во многом была следствием внутренних противоречий между черноморским и линейным казачеством Кубани. Первое, экономически и политически более сильное, стояло на «самостийных» позициях, тяготея к «неньке-Украине». Его наиболее видными представителями были К. Л. Бардиж, Н.С. Рябовол, Л.Л. Быч. Линейцы во главе с атаманом А.П. Филимоновым представляли умеренную часть кубанцев. Их позицию разделяли и выдвинувшиеся на фоне русского лихолетья генералы В.Л. Покровский и А.Г. Шкуро.

23 февраля 1919 г. на заседании Законодательной Рады был утвержден трёхполосный  сине-малиново-зеленый флаг Кубани, исполнен краевой гимн «Ты, Кубань, ты  –  наша Родина». Накануне в Париж на Версальскую мирную конференцию была послана делегация Рады во главе с Л.Л. Бычем.

Но идея кубанской государственности вступила в конфликт с лозунгом генерала Деникина о великой, единой, неделимой России. Председателю Рады Н.С. Рябоволу это противостояние стоило жизни. В июне 1919 года он был застрелен в Ростове-на-Дону деникинским офицером.

В ответ на это убийство начался отток кубанских казаков с фронта. Позже А.И. Деникин сетовал в мемуарах, что если в конце 1918 г. кубанцы составляли 2/3 его вооруженных сил, то к концу лета 1919 г.  –  лишь около 15%. На парижский дипломатический демарш Рады Деникин ответил ее разгоном. Чтобы запугать Л.Л. Быча и не допустить его возвращения на Кубань,  было решено разделаться с членом кубанского правительства А.И. Кулабуховым. Поздно  вечером  6 ноября 1919 г. военно-полевой суд рассмотрел дело Кулабухова и приговорил его к смертной казни. Через несколько часов приговор был приведён в исполнение. Без внимания осталось даже то, что Кулабухов был священником. Когда его повесили (около трех часов ночи), Кубанский епархиальный Совет спохватился и, экстренно собравшись в тот же день, чуть ли не в шесть часов утра, вынес постановление: запретить Кулабухова в священнослужении.

После «кубанского действа», как называли вышеописанные события современники, утечка кубанцев с фронта резко усилилась. Началось, по словам одного мемуариста, «даже не дезертирство, а открытое принципиальное массовое возвращение кубанских казаков домой на строевых лошадях с оружием в руках». В решающий момент борьбы кубанцы отвернулись от Деникина. Фронт дрогнул и начался стремительный откат белых на Юг. В конце февраля – начале марта 1920 г. в ходе боёв на Северо-Кавказском направлении судьба Кубанской народной республики была решена.

Никола́й Степа́нович Рябово́л  (1883-1919, уроженец станицы Динской, казачий политик и общественный деятель, председатель Кубанской Законодательной Рады (1917-1919).

Алексе́й Ива́нович Кула́бухов (1880 – 7 ноября 1919), уроженец станицы Новопокровской, священник, казачий политик и общественный деятель, член Кубанского правительства, Кубанской Рады, входил в состав кубанской делегации, возглавляемой Л.Л. Бычем, на Парижской мирной конференции. Повешен по приговору военно-полевого суда Добровольческой армии. К лику святых Русской православной церкви не причислен.

 Геннадий Ровный.

Ст. Павловская.