Нити дружбы

Семья Игнатовых – одна из самых известных в истории нашего края.   Петр Карпович родился 10 октября 1894 года на Дону в шахтерской семье. Оставшись сиротой, вынужден был бросить учебу в школе морских мотористов и идти на заработки. Переехав в Санкт-Петербург, работал слесарем-механиком на одном из заводов. Большевик-подпольщик. Участник Гражданской войны. Занимался формированием красногвардейских отрядов. В 1923 году с семьей переехал на Кубань, работал на различных участках хозяйственного строительства, был директором Краснодарского химико-технологического института (ныне политехнического). Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году сформировал и командовал диверсионно-разведовательным партизанским отрядом, действующим на Кубани. Рядом сражались его жена Елена Ивановна и сыновья – Гений (Геннадий) и Евгений, погибшие при выполнении боевого задания по подрыву немецкого эшелона с живой силой. Сыновья посмертно стали героями Советского Союза. Петр Игнатов был членом Союза писателей СССР, депутатом Верховного Совета СССР, награжден двумя орденами Ленина. Автор более полутора десятков книг, наиболее известны «Братья-герои», «Записки партизана», «Подполье Краснодара». Не стало его в 1984 году. Как видно из приведенной ниже публикации Л. Ермак, Петр Иванович помогал многим людям, попавшим в беду, в том числе и павловчанам. (Данные взяты из Википедии)

Лето 1943 года. Краснодар. Здесь начался первый в стране судебный процесс  над пособниками фашистов. Повестку прибыть в краевой центр как свидетель  получила и моя бабушка, которую в 1942-м с особой жестокостью допрашивали полицаи. Судебные заседания шли несколько дней кряду. И станичнице пришлось заночевать у Игнатовых – родителей Евгения и Гены, героев-партизан, погибших в боевой операции.

Через несколько лет дед по ложному обвинению оказался в тюрьме. Бабушка поехала в Краснодар хлопотать за мужа. И снова нашла кров у Елены Ивановны и Петра Карповича Игнатовых. Партизанский батя помог даже подать ходатайство о пересмотре дела. Вскоре деда освободили.

Спустя годы, когда я узнала об этих событиях от родных, недоумевала: что связывало работника сельской потребкооперации и директора института. Где и когда началась их дружба? Ответить на мои вопросы было уже некому.

И вдруг – неожиданная удача, да еще где – в  центральной библиотеке. На книжных развалах увидела  издание в броской обложке: П. Игнатов «Братья-герои». С интересом прочла книгу и узнала, что дед познакомился с Петром Карповичем, когда партизанил. Отряд под командованием Игнатова располагался рядом с павловским собратом под названием «Степной». Местом их дислокации стали предгорья Кавказа: у первого – Планческая Щель, у второго – Холодная Щель. Действовали  оба отряда в окрестностях станиц Крепостной, Смоленской, села Шабановского.

С симпатией П.К. Игнатов написал о наших земляках, вместе с которыми ходил в разведку, добывал пропитание. Процитирую автора: «Пришли как-то к нам разведчики соседнего павловского отряда и рассказали, что враг сооружает дзоты по хребту горы Пшада. Но что должны охранять эти дзоты, какова их мощность – никто из нас еще не знал. Оставить без внимания сооружение было, разумеется, нельзя.

На разведку отправились партизаны павловского отряда. У нас с ними давно завязались товарищеские отношения. Ведь всегда, в каждом деле хорошо иметь поддержку друзей! Маршрут разработали вместе с павловцами». Они предложили  командовать Евгению Игнатову. Проводником объединенной группы вызвался идти павловский партизан Иван Тихонович, уроженец предгорий, страстный охотник, хорошо знавший здешние места. Помогал ему еще один охотник Николай и комсомолец Виталий.

Вернулись разведчики на шестой день – худые, с запекшимися губами, с провалившимися, воспаленными глазами. Но задание они выполнили!

Данные передали в штаб партизанских отрядов. Оттуда через три дня получили радиограмму: «Указанные вами огневые точки врага уничтожены авиацией. Примите благодарность от командования РККА». Молодцы, партизаны!