Вышедший в свет более 30 лет назад сборник «Казаки-гвардейцы» о боевом пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса снова привлек мое внимание. В прошлый раз я рассказывала читателям «Единства» о мемуарах фронтовика Н. Савина «От Кубани до Влтавы». Напомню: речь шла о 3-м Новолеушковском эскадроне и его командире – капитане М.Н. Полевике. Имя Максима Николаевича, погибшего во время Таганрогского рейда 1943 года, носила после войны школа на хуторе Красном.

На этот раз меня заинтересовали документальные очерки П. Назаренко «Стальная лава». Он описал путь 32-го кавалерийского полка от Кущевской до предгорий в районе станиц Даховской,  Черниговской.  Автор вспоминал: 1 августа немцы крупными силами пехоты вклинились на стыке 12-й Кубанской и 15-й Донской дивизии, прорвали фронт казаков. Командование 32-го полка получило приказ: совершить из Ленинградской ночной бросок и атаковать врага в нескольких километрах юго-западнее Кущевской. Около 10 часов утра началась атака казаков в конном строю. О героизме кубанцев не раз писали газеты. Не буду  повторяться.

Очерки же П. Назаренко ценны тем, что рассказывают о мужестве и стойкости девушек. Они, оказывается, тоже воевали в составе казачьих эскадронов.

Взять, к примеру, тезку участницы «Молодой гвардии» Любу Шевцову. 18-летняя казачка из станицы Советской догоняла удиравших  во всю прыть фашистов и рубила их. Когда рука устала, девушка бросила клинок в ножны и из пистолета разила врагов. «Это вам, злыдни, за папу, за брата Колю, за дядю Архипа, за слезы матерей», – приговаривала Шевцова.

Автор пишет: «Мужественно сражалась 17-летняя казачка из станицы Старомихайловской Ксения Кулибабова, сан­инструктор эскадрона. Лихо восседая в седле, она метко стреляла из автомата, уничтожая  фашистских  захватчиков». В одной из атак Ксения на секунды опередила противника и спасла жизнь командиру взвода Уткину.

Много разговоров  в один из дней было о санинструкторе 3-го эскадрона Наде Шаботько. «В первом же бою кубанская казачка проявила себя героем. Она подобрала в поле и оказала первую медицинскую помощь 12 бойцам». Во время очередной перевязки девушка не заметила, как к ней подобрались трое фрицев. Укрывшись с раненым в ложбине с кустарником, Надя из винтовки открыла огонь, уничтожив противника. В меткости мало кто мог соперничать с Шаботько. Работая в Новокубанском  Осоавиахиме, девушка получила значок «Ворошиловский  стрелок».

Вскоре подошла санитарная  повозка.  Надя помогла уложить в нее тяжело раненного. А сама, вскочив на подбежавшего коня, бросилась догонять эскадрон.

И таких фактов в воспоминаниях П. Назаренко немало. Закончил автор  свои  очерки кратко: «Эскадрон после небольшого отдыха прибыл в район Гудермес – Червленая. А впереди было 919 героических дней, отделяющих нас  от победы. Мы  шли к ней упорно и настойчиво и верили, что этот радостный день еще осветит наши счастливые лица».

Л. Ермак.