Задолго до того, как школам района присвоили имена славных фронтовиков,  сельское потребительское  общество в поселке Октябрьском стало называться  не Калининским, а «имени И.С. Пугачева». Иван Семенович был опытным кооператором, умелым организатором. С ним можно было свободно обсудить и проблемы, и перспективы предприятия. Но Пугачев не любил вспоминать военные годы. И мне нелегко было разговорить Ивана Семеновича. Его давний рассказ о боевой биографии уместился в моем блокноте на полутора страничках. В канун 75-летия Победы попробую воспроизвести те записи.

–  В 1943 году меня призвали в армию, – вспоминал Иван Семенович. – Попал в учебный батальон, вскоре меня  зачислили в пулеметный взвод, отправили на «Голубую линию». Первый бой принял у высоты, которую после войны стали называть Сопкой Героев. Перед броском провели артиллерийскую подготовку, и я увидел в действии знаменитые «Катюши». С криками «Ура!» мы пошли в атаку под огнем противника, который с высоты поливал нас свинцом. Укрыться было негде, слева и справа гибли мои товарищи. Ранение получил и я. Но сопка была взята!

Земляк сражался под станицей Крымской. С боями брал город Запорожье. Воевал в Польше, за свободу которой около 600 тысяч красноармейцев отдали жизни. Иван Семенович выстоял и весть о победе в войне услышал под Моравской Остравой в Чехо­словакии,  куда с боями дошла  его часть.

А потом последовала переброска на Дальний Восток, в Маньчжурию. И к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» добавилась ещё одна  –  «За победу над Японией». О капитуляции Страны Восходящего Солнца кубанец узнал, находясь в Благовещенске.

Но лишь весной 1946 года Иван Семенович вернулся на родину. В совхозе им. Калинина работал вначале электриком, потом председателем рабочкома. А с 1951 года и до конца своих дней трудился в кооперации, отдав ей четыре десятилетия.

Л. Днепрова.