Перехитрили «Северную лисицу»

«Сам чёрт выдумал тундру на радость большевикам» – говорили немцы о Заполярье, когда здесь забуксовала их хваленая операция горных стрелков. 

Называлась она «Северная лисица». А в октябре 1944 года началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция наших войск, в которой участвовал и павловчанин Никита Владимирович Назаренко. Для него медаль «За оборону Советского Заполярья» была очень дорогой.

Даже перешагнув 90-летний рубеж, станичник приходил на встречи с молодежью, ветеранские огоньки, вспоминал до последнего фронтовые будни.

Немцы оборудовали укрепления в скальном грунте, заминировали подходы, даже узкие тропинки. Но наши бойцы сумели сломать оборону противника, понимая, как важны никелевые рудники для страны и свободные подходы, даже узкие тропинки. Но наши бойцы сумели сломать оборону противника, понимая, как важны никелевые рудники для страны и свободные подходы к Мурманскому порту. «10-м Сталинским ударом» назвали впоследствии эту наступательную операцию.

*****

Как птицы с черными отметинами

Земляки, чья юность совпала с военной порой, прожили остальные годы как птицы с черными отметинами. Груз испытаний давил на плечи, побуждал вспоминать о тяжелом периоде.

Клавдия Васильевна Браславец, ветеран-педагог,  на одном из огоньков рассказывала: «Мне было 17 лет, когда началась война. И мы со сверстниками стали основной рабочей силой. В 3-й бригаде колхоза «Безбожник» довелось мне трудиться с 23 июня 1941-го три года без выходных. Вершили копны, кидали лопатами полову. Убирали кукурузу, утопая по колено в снегу. Выполняли все задания бригадира в любую погоду.

Потом я возглавляла в Атаманской комсомольскую организацию, с 1944-го училась в Ростове в пединституте. Дипломы ждали две недели, не было бланков. В 1946 году пришла работать в школу. На лошадях из райцентра привозили учебники, другие книги. И мы их бережно переносили в классы как величайшую ценность…»

Да, военную пору было нелегко забыть. Она нередко приходила во снах старшему поколению.

******

Орден через четверть века

Николай Григорьевич Байдужий был призван в армию в феврале 1943 года, спустя неделю после освобождения района от оккупации. Новобранцев направили в Каневскую. Три дня ускоренного обучения – и отправка на фронт.

Николай попал в 1-й батальон 361 стрелкового полка, который развивал наступление на станицу Крымскую. Н. Байдужий был связным минометной роты. Бои здесь велись тяжелейшие. И солдат, получив серьезное ранение, был комиссован.

Вернувшись в Павловскую, работал в колхозе «За мир и труд». А спустя четверть века после войны отважного связного нашла награда – орден Славы II степени. Об этом событии писала тогда районная газета.