Как раз перед началом 90-х крутил я ЗИЛ-133/ГЯ. Шоферы называли его «Крокодил Гена». Грузовик обладал хорошей проходимостью, уверенно держал дорогу, но был ужасно неповоротлив. Еще – отсутствие комфорта в кабине для дальних поездок.
Загрузился в белорусском Гомеле запчастями для комбайнов и сопутствующим дефицитным товаром – радиодинамиками. Каждый из них стоил тогда 5 рублей. В кузов автомобиля поместилось десять тысяч штук изделий – на 50 тысяч. Сумма по тем временам астрономическая.
Выехав из города, обратил внимание на жигулёнка, который двигался в отдалении. За Черниговом повалил сильный снег, и я потерял попутчика из виду. Время было позднее. Неожиданно снег прекратился. Небо очистилось от туч, повисла огромная луна. Дальнейшую дорогу гололед превратил в каток. Чтобы не рисковать, решил остановиться на ночлег.
Увидев съезд на поляну, свернул. Разрезая бампером сугробы, стал против ветра радиатором к дороге. Тогда автомобильное топливо стоило копейки, и во время морозов двигатели молотили всю ночь, обогревая и водителей, и оборудование.
Достал из-за спинки сиденья спальный мешок и монтировку на всякий случай. Настроил приемник на тихую музыку. Не успев задремать, увидел полосу света от подъехавшего автомобиля. Напротив моей поляны он остановился и погасил фары. Ко мне по пробитой «Геной» колее направился какой-то мужик.
Двери кабины у меня заблокированы. Непрошеный гость постучал и попросил спичек. Через ветровик стекла подал ему коробок. А тот спрашивает, мол, какой груз везешь. Ну я в ответ, что не его дело… В зеркало заднего вида наблюдаю, что пришелец, став на колесо прицепа, сунул руку под брезент и пощупал запчасти комбайнов. Потом – к кузову, там, где коробки с динамиками. Я включил третью скорость, резко надавил на газ и отпустил сцепление. Буксую на месте. Когда ноги «проверяльщика» оказались под колёсом, надавил на тормоз. Мужик заорал. Двое выпрыгнули из жигулёнка и помчались к нам.
А я направил ЗИЛа к дороге. Проскочив мимо парочки, которые побежали к лежащему в снегу товарищу, подумал, что делать с их жигулёнком? Неужели придется разутюжить? Водитель ВАЗа понял, что через пару секунд от него и легковушки останется груда костей и металла, включил заднюю, резво освободив проезд.
Выровнявшись по направлению к Киеву, я стал набирать скорость на трассе. Мощности грузовику хватало с избытком, но топливная аппаратура отрегулирована только на 90 километров в час. Поэтому скоро в зеркало увидел фары догонявшего меня ВАЗа. Нащупал монтировку, положил рядом.
В одном месте «Гену» кинуло на гололеде так, что мы с ним чуть не перевернулись. Преследователи несколько раз выходили на обгон и тут же отставали. Вероятно, внутренний голос подсказывал им, что добром затея не кончится. Но жадность пересилила благоразумие. Их автомобиль почти поравнялся с кабиной грузовика, а я взял и выбросил в открытое окно монтировку. В зеркало увидел брызги разбитого лобового стекла, всполохи переворачивающегося автомобиля и услышал визг резины. Жалко было монтировку, но зато преследователи отстали.
Через 5-6 километров из-за лесного поворота показался перекрёсток с постом ГАИ. Милиционерам в трёх словах обрисовал дело. В патрульную машину запрыгнули автоматчик, водитель-инспектор и я. Приехали на место происшествия. На льду асфальта остались царапины и полосы, кусочки лобового стекла и фонарей, лужа масла. Моя монтировка спокойно лежала на обочине. Чужого мне не надо, а её, родимую, забрал.
Уже на посту посоветовали мне дергать в родные края, пока при памяти, а преследователи пока не нашли другой автомобиль. Сон как рукой сняло. За окном замелькали города Бовары, Борисполь, Пирятин, Лубны, Миргород. В Полтаве застал рассвет. Быстро наполнил баки. И вперёд, без завтрака и обеда. Всё пытался угадать, в каком автомобиле могли бы находиться преследователи, нервно поглядывал из кабины во все стороны. И так до Ростова-на-Дону. Только там почувствовал себя в безопасности.