Другой вариант – смс с абонентского номера с просьбой положить на счет денег, так как по ошибке человек положил денег на ваш номер. Или смс от неизвестного абонента с вопросом «Ты где?», при ответе на которую списывается со счета кругленькая сумма денег.
Часто на телефон приходят предложения узнать о местонахождении человека по номеру телефона или проследить свое генеалогическое дерево. За услугу, зачастую, снимается крупная сумма, а сама услуга не оказывается. Мошенники в последнее время начали активно использовать социальные сети для обмана. В конце мая появилось множество сообщений, что якобы «Сбербанк» предлагает пройти опрос и получить за него несколько тысяч рублей — это обман. Мошенники используют рекламу в Instagram и предлагают получить от 50 тысяч рублей за участие в викторине. «Сбербанка» не проводит подобных викторин и не раздает деньги, а «предложения» поступают от мошенников. Мошенники уже полностью перешли на встроенные инструменты для рекламы в Instagram, используют чужой логотип и символику компании. Не сразу понятно, зачем они тратят деньги на рекламу в соцсети. Скорее всего, — для убедительности и для привлечения большего внимания. Цель мошенников — завлечь пользователя любыми способами. Далее чаще всего они работают по классической схеме и после победы в викторине предлагают заплатить какой- нибудь взнос или комиссию. Это небольшая сумма— 50 или 100 рублей, чтобы на фоне выигрыша в 50 тысяч рублей взнос казался ничтожно малым. Вместе с этим в Instagram до сих пор появляются поддельные аккаунты «Сбербанка» с конкурсами и розыгрышами денег. Один из них, например, предлагает выиграть 70 тысяч рублей в честь открытия сотого филиала компании, хотя у «Сбербанка» уже больше 16 тысяч отделений. Для участия в розыгрыше нужно подписаться на профиль, лайкнуть и в комментариях указать трех друзей. Так обычно мошенники пытаются набрать аудиторию, а потом просто перепродают профиль за деньги. Обычно такие профили быстро закрывают, но некоторые из них успевают привлечь много внимания, поэтому будьте внимательны и предупредите друзей об активности мошенников в социальных сетях. Мошенники создают множество подобных фальшивых сайтов, постоянно меняя бренды. То известный крупный банк якобы проводит акцию и дарит деньги за опрос, то популярная розничная сеть магазинов дарит купон на 8 тыс. рублей за прохождение исследования, то Google предлагает выигрыш — новый iPhone последней модели, всего за 70 р. Чаще всего мошенники придерживаются следующей схемы: для того, чтобы получить желанный приз, пользователю всего лишь нужно внести небольшую комиссию за уплату налога на выигрыш — в указанных случаях с якобы «Сбербанком» и купонами — это 199 руб., в случаях с iPhone – 70 руб. и т.д. Затем жертву «перебрасывают» на страницу платежной системы с формой перевода средств на онлайн-кошелек или карту мошенников. Конечно, сумма небольшая, но масштабы и массовость рассылок, а также большое количество фейковых сайтов обеспечивают мошенникам стабильный доход. |
«Сбербанка», через которые распространяется опасный троян. Android дает пользователям возможность устанавливать приложения не только из официальных магазинов, но и из других источников, этим и пользуются мошенники. Они создают приложения схожие с официальными приложениями банков, и с помощью различных уловок, например, заявляя, что это новая версия с дополнительными возможностями и пр., агитируют пользователей скачивать их. Как только человек загрузит такое приложение и введет свои данные, их получат злоумышленники. В данном случае очень важно и ответственное отношение пользователей. Следует тщательно проверять доменное имя сайта, с которого происходит скачивание программы. В сети немало сайтов предлагают скачать клиент «Сбербанк Онлайн», но в данном случае за сохранность ваших данных никто ответственности не несет. Из такого приложения они легко могут отправиться прямиком к мошенникам, которые затем завладеют вашими деньгами.
Также, злоумышленники отслеживают официальные страницы ипаблики компаний в социальных сетях и находят обращения и вопросы клиентов. Мошенники заранее создают множество поддельных аккаунтов и представляются работниками службы поддержки с целью обманным путем получить доступ к банковским картам. Схема проста: в мессенджере Viber пользователям массово рассылают сообщение, что по их карте ВТБ 24 прошла операция, которую они не совершали. Уже на этом этапе должны появиться подозрения — банк не использует мессенджеры для уведомления об операциях. Другим сигналом должно стать имя пользователя, от которого приходит сообщение, — «VTB24», а не на русском «ВТБ 24». В сообщении говорится, что по карте прошла покупка на 7390 рублей в интернет-магазине. Если пользователь поверил уведомлению, то он должен позвонить по номеру, указанному в сообщении, и связаться со службой финансовой безопасности банка. Но на самом деле номер телефона принадлежит злоумышленникам, будьте осторожны! Когда жертва попадается на виртуальную наживку, злоумышленники пытаются обманным путем заполучить данные с карты — обычно требуют назвать номер и код CVV2 карты для идентификации клиента. Но на самом деле они хотят получить доступ к вашим деньгам на карте. Запомните, что не стоит никому называть любые данные своей банковской карты, тем более по телефону! Пока такие мошеннические схемы используются для атаки на клиентов «Сбербанка» и ВТБ 24, но этот метод легко адаптировать под любой другой банк и мессенджер. Из-за невнимательности на это могут «клюнуть» даже опытные пользователи интернета, поэтому обязательно поделитесь этой информацией в соцсетях, чтобы никто из ваших близких и знакомых не лишился денег из-за обмана. И. Фомченко, заместитель прокурора Павловского района, советник юстиции. |