Еще одна жительница Среднечелбасского сельского поселения Антонина Яковлевна Горгуль отметит день рождения в марте. Хоть и не юбилейная цифра –  94 года –  но весьма солидная. Особенно, если учесть какая нелегкая доля досталась ей в юности.

Такой бойкой и веселой девчушки, которая то и дело норовила песню спеть или станцевать, в украинском  селе Карпивка, трудно было сыскать. Тоню любили и баловали мать с отцом, старшие братья с сестрой. Сейчас на склоне лет, неизменно улыбается, рассказывая домочадцам о счастливом детстве. А ведь даже мечтала стать артисткой. Но…

Ей едва исполнилось 7 лет, как нежданно умер отец. Чтобы выжить, пришлось рано научиться сельскому труду. Дети помогали матери в поле – Антонина умела и снопы вязать, и бороновать землю на лошадях. Но, как ни трудно было семье, школу девочка окончила. Причем на уроки бегала за несколько километров в соседний поселок, в табеле об успеваемости стояли  одни пятерки и четверки.

Кто знает, как бы дальше сложилась ее судьба, но началась Великая Отечественная. Братья ушли на фронт. Один погиб, другой пропал без вести. Чудом осталась жива и сама Антонина.

Осенью 41-го враг был уже на территории области.  Началась оккупация. Мирные жители существовали впроголодь –  съестные припасы нагло забирали оккупанты. Недоедала и Антонина. Еще и был постоянный страх облав, комендантский час, да вооруженные солдаты на улицах. Но это, как оказалось, было еще не самым страшным. Ад начался позже. В мае 42-го, когда ей едва исполнилось 16 лет, пришло известие – Антонина Журавлева в списке тех, кто должен ехать в Германию на принудительные работы.

Накануне отправки мать спрятала дочь, но тщетно. Девушку нашли, а виновницу поисков фашисты забили до смерти.

Вместе с другими узницами попала в концентрационный лагерь. Сначала в Австрии, а потом в другие  фабрики смерти уже на территории Германии. Вспоминать то время Антонина Яковлевна не любит. Голод, антисанитария, изнуряющий труд.

Черная полоса окончилась в мае 45-го, когда её и других узников концлагеря освободили советские солдаты. С радостью возвращалась домой. Но, оказалось, что жить негде, родительская хата сгорела. В Харькове  случайно встретила старшую сестру. Недолго общались, она и посоветовала перебраться с Украины, где было тогда голодно, на Кубань. Там, по слухам, с едой большим проблем не возникало.

И хоть путь неблизкий, на перекладных, а то и на ступеньках вагонов, Антонина отправилась на юг России. Обосновалась в поселке Южном Павловского района. Радовалась любой работе – была птичницей, дояркой, телятницей. Все делала добросовестно.

Вскоре встретила будущего мужа – фронтовика, Николая Семеновича Горгуля. Они родили и воспитали двух дочерей, семья со времени пополнилась пятерыми внуками.

Всё у нее сложилось. Пусть и не так, как мечталось в детстве, юности. Несмотря на испытания, через которые довелось пройти, научилась держать удары судьбы (один из которых был недавно – в 2018-м не стало супруга).

Н. Гальчун,

председатель ветеранской организации Среднечелбасского сельского поселения.