От Сталинграда до Австрии

Четыре текстовых абзаца в небольшой книге В. Куксы «Павловская» посвящены П.Н. Пироженко. Это краткий рассказ о том,  за что Петр Никитович  был удостоен полководческого ордена Александра Невского. При штурме железнодорожной станции Апостолово на Днепропетровшине Пироженко заменил тяжелораненого  комбата и обеспечил успех наступления на центральном участке.

А за год до того были  кровопролитные  бои за завод «Красный Октябрь» в объятом огнём Сталинграде. Ротным командиром 18-летнего Петра был Федор Федорович Порядко. Вместе они обороняли город на Волге, вместе гнали врага до правобережной Украины. Там Петра Никитовича тяжело ранило. Вернулся из госпиталя на 3-й Украинский фронт. А его часть уже воевала в Западной Белоруссии. Так и расстались однополчане. Встретиться им довелось  уже в мирные годы  – на  юбилейных торжествах Сталинградской битвы.

В 80-е годы Ф.Ф. Порядко приезжал из Армавира в гости к другу в Павловскую. Разыскал Пироженко и родственников своего ординарца Литовки, который жил в Среднечелбасском поселении.

Накануне Дня Победы Петр Никитович вспоминал о боях в Румынии, Юго­славии, Венгрии. Но дни и ночи Сталинграда всегда выделял особо. Закончил павловчанин войну в Австрии гвардии капитаном, кавалером орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Детям, внукам, правнукам храброго офицера, которого ряд лет нет с нами, есть чем гордиться, о чем помнить.

*****

Был другом «Мужества»

В конце 80-х годов прошлого столетия открыли военно-патриотический клуб для молодежи «Мужество».

Частым гостем в нем был ветеран Великой Отечественной войны, десантник В.И. Мартынов. Он рассказывал курсантам клуба о своей юности. А однажды поделился впечатлением от купленной в книжном магазине книги «Советские воздушно-десантные». Виктор Иванович внимательно прочитал новинку: «Просматривая снимки Героев Советского Союза, обратил внимание на фото Михаила Романовича Попова. Вместе с ним я служил с января по август 1947 года. Миша был  старшиной батальона, я –  старшиной роты. Мы сфотографировались тогда. И этот снимок я храню 40 лет. К сожалению,  Попов погиб в Тушино во время прыжка».

В.И. Мартынов с гордостью говорил, что в упомянутой книге описан боевой путь 8-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в которую  станичник пришел в 1943 году с другом Н.В. Семененко. Вместе они десантировались в тыл врага, выполняли спецзадания, приближали победу.

Первые курсанты клуба «Мужество» наверняка по-доброму вспоминают солидного седого десантника, который преподавал им  уроки стойкости и выживания в любых условиях.

****

Из бригады морской пехоты

Как-то в районном совете ветеранов перебирали кипу старых фотографий с портретами фронтовиков. Некоторые снимки оставались безымянными. Коллективно устанавливали истину.

На обороте одного из фотопортретов прочла: «Г. Богомаз». Обратила  внимание на знакомую фамилию. Но лишь недавно, листая подшивки газеты  «Единство» прошлых лет, узнала, где же воевал станичник.

Григорий Федорович Богомаз был ветераном артдивизиона 255-й Таманской дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова бригады морской пехоты. Станичник участвовал в высадке десанта на «Малую землю». Задачей Богомаза была поддержка радиосвязи со штабом армии.

Григорий Федорович штурмовал Керчь, Севастополь. После боев в Крыму освобождал Одессу, затем Молдавию, Румынию, Болгарию. Из Варны на адрес Богомаза приходили письма с просьбой прислать воспоминания и фотографию для музея болгаро-советской дружбы.

Было это в начале 90-х годов. А сейчас теленовости  то и дело рассказывают об осквернении памятников освободителям в Пловдиве, Варне и других городах Болгарии. Неужели благодарность советским солдатам, русским «Алешам» осталась в прошлом?

Л. Днепрова.