Миллион погибших, 720 тысяч пленных за первые три недели войны.  Бои с превосходящими силами противника. Угроза окружения. Гибель товарищей. В такую круговерть попал летом 1941-го павловчанин Федор Браславец.

Его призвали в армию в апреле того года. Крепкий парень, лучший прицепщик мехотряда в колхозе «На страже» заранее готовился к службе. Сдал нормы ПВХО, получил значок «Ворошиловский стрелок». Попал   в воинскую часть г. Ровно, в 100 километрах от границы.

Война накрыла город будто штормовой волной. Бомбежки, артобстрелы. Горстка бойцов пробивалась к ближайшему лесу. Не успели укрыться. Разрыв снаряда – и  Ф. Браславец растянулся на земле. Получил ранение в голову, пилотка моментально стала мокрой от крови. Сколько пролежал солдат у кромки леса, не помнил, но немцы прочёсывали окрестности и взяли в плен новобранца. Потянулись месяцы неволи.

В октябре 1945-го, уже после победы и освобождения из лагеря Федор Антонович в г. Штетин-на-Одере работал кладовщиком. Собирали скот, зерно для отправки в СССР, и поступления эти контролировал павловчанин. Вскоре он попал в рабочий батальон, который сформировали из бывших военнопленных. 700 человек эшелонами отправили в Россию.

После проверки особым отделом Федор оказался в Казахстане, где работал на медеплавильном заводе и строил шахты в 60 километрах от Байконура, продолжив свои трудные версты.

В 1948 году волею судьбы Ф. Браславец вернулся в родную Павловскую. Трудился на разных предприятиях, пока не оказался на сырзаводе. Более четверти века отдал предприятию Федор Антонович. От компрессорщика прошел путь до механика, заработал здесь почет и уважение. Был награжден медалями, орденами  Трудового  Красного Знамени и «Знак  Почета».

Напомнить же о славном орденоносце, участнике войны я решила  накануне  знаменательных дат – 75-летия  Победы и 100-летия со дня рождения Ф.А. Браславца. Столько ему исполнилось в феврале 2020 года. Пишу в настоящем  времени. Потому, что пока мы помним – пока и будут живы для нас ушедшие в мир иной  фронтовики.

Л. Репенецкая.