Петр Федотович Гладун (29.06.1923 – 30.12.1996), мой папа, прошел немалый боевой путь. До войны работал в колхозе «За мир и труд». Пас овец, был конюхом. В 1941 году как раз поступил в артиллерийское училище, но не закончил его. Курсантов полным составом направили в Грозный,  где соединили с противотанковым полком.

На нём П.Ф. Гладун (в центре) вместе с боевыми друзьями.

Над городом стояло зарево от бомбежек и пожаров, горели нефтехранилища. 103-й артиллерийский полк,  в котором служил папа, занимал оборону от Моздока до станции Ижорской. В начале сорок третьего наши войска пошли в наступление, папа участвовал в освобождении Минеральных Вод, Пятигорска, Железноводска, Георгиевска,  Невинномысска, Армавира, Кропоткина, Тихорецка. Не успел дойти до родной Павловской, его полк срочно перебросили в ст. Крымскую на «Голубую линию». «Били фашистов из 76-миллиметровки, молодые были, горячие, – рассказывал папа. – Когда освободили Крымскую, перебросили на штурм Новороссийска. Вот это были бои! Двигались к цементным заводам «Пролетариат» и «Октябрь». Враг бросил в бой минометы, пушки, самолеты. Освободили Новороссийск, вышли к морю. Затем брали Анапу, Тамань, через Керченский пролив прорвались в Крым».

Участвовал П.Ф. Гладун в легендарном сражении за Сапун-Гору, что близ Севастополя. Наши войска находились в лощине, а хорошо укрепленный враг на вершине горы. Несколько раз наши солдаты  ходили в атаку и наконец взяли эту высоту.

…Папа прошел всю войну. На Псковском фронте получил первое ранение. После лечения его направили в другой артиллерийский полк. Ему доверили командовать орудием. Участвовал в боях за освобождение Эстонии, Латвии. В одном из сражений  его забросало землей от разорвавшегося снаряда. Слава богу, свои откопали. Восемь месяцев пробыл в Пермском госпитале. На больничной койке и встретил весть о капитуляции Германии.

В августе 1945 года возвратился папа домой. На груди сияли медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»…

Больше четырех десятков лет папа работал почтальоном на заречной стороне в Павловской. Его все знали. Когда мы подросли, а нас у него с мамой было трое детей (сын и две дочери), стали помогать обслуживать жителей ул. Красной и Зелёной.

В 1975-м папа побывал на месте былых боев в Новороссийске, на следующий год съездил в Знаменки  Кировоградской области, где встретился с однополчанином и тёзкой П.Ф Кириенко. В 1980 году папа побывал в Севастополе и на Сапун-горе. В Севастопольском историческом музее хранятся два снимка с его изображением.

…Мама Екатерина Павловна и отец  вместе  были почти 50 лет, всего пять месяцев глава семьи не дожил до золотой свадьбы.

Всего себя он посвятил близким, любимой работе, постоянно поддерживал связь с боевыми товарищами. Папы уже не было, а мы всё еще получали письма его однополчан.

Самым близким другом военных лет стал Василий Александрович Петренко. Он наш, павловский, многие годы работал в торговле, руководил сельпо, уважаемый и добрый человек. С папой они встречались очень часто. Ездили по местам боевой славы, собирались у нас дома.

Наша семья всегда будет помнить подвиг наших отцов, всех, кто прошел фронтовыми дорогами.

В. Чехутская.

Фото из семейного архива.