Победа глазами очевидца

О том, как отмечали 9 Мая 1945 года в Павловской, газета «Единство» вспомнила в одном их апрельских номеров. Некоторые дополнения внес Ю.Н. Козаченко, на рубеже 60-70-х годов века минувшего работавший  ответственным секретарем районной газеты, а в 40-е годы он был школьником.

Юрий Николаевич рассказывал, что 9 мая совпало с праздником Пасхи. И известие о победе над гитлеровской Германией вызвало всеобщее ликование. Пареньку тогда казалось: вся Павловская собралась на митинг на площади, где когда-то было первое станичное кладбище. Взрослые угощали детей халвой, морсом, крашеными яйцами и даже папиросами. Тем временем на скорую руку сколотили трибуну. На неё в кожаных пальто нараспашку поднялись 1-й секретарь райкома партии Шумилин, председатель райисполкома Бондаренко и начальник НКВД Попов.

Среди стоявших на трибуне  Юрий Козаченко увидел свою учительницу Нину Пантелеевну Бабенко. (Она же была и директором начальной железнодорожной школы). На груди педагога, бывшей партизанки светилась медаль «За оборону Кавказа».

Минутой молчания станичники почтили погибших земляков. Треть из них была комсомольцами. И уже в 70-е годы их память увековечил местный скульптор Евгений Кисиль. Обелиск «Комсомольская слава» с тех пор стоит в центре Павловской.

«Помнишь,  товарищ, белые снега?»

Эта популярная у альпинистов песня  стала  лейтмотивом телепередачи «Чистая победа. Битва за Эльбрус». Телеканал «Культура» напомнил о противостоянии наших бойцов и гитлеровской команды «Эдельвейс» осенью и зимой 1942 года, в том числе в районе любимого нами Тебердинского биозаповедника.

Бывая здесь на отдыхе в студенческие годы, мы даже не догадывались, какие тяжелые бои шли в этих местах в годы войны и на какой высоте оказывались советские альпинисты, ставшие воинами. Так, однофамилец павловского врача Евгений Белецкий возглавил отряд разведчиков-автоматчиков. Умелые скалолазы в начале января 1943 года неожиданно для немцев спустились с гор в районе Теберды и освободили этот населенный пункт. А вместе с ним спасли от гибели заключенных в местной больнице две тысячи детей-инвалидов. Часть из них немцы уничтожили в душегубках, а трупы ребят сбросли в ущелье.

Подошедшие на выручку отряду Белецкого части Красной Армии погнали врага на север от Теберды. В числе наступавших – такое удивительное совпадение! – был и отец моей соседки Николай Яковенко. Своим семерым  детям уже после войны боец не раз рассказывал о захваченных красноармейцами душегубках и детских ботиночках, найденных в кузовах гитлеровских «газвагенов».

 Для хуторян она была эталоном

культуры, интеллигентности, доброты. Судьба щедро отпустила землячке девять десятилетий, вместивших годы военного лихолетия, послевоенной разрухи и неоднократных экономических и политических катаклизмов. Но время было не властно над душой Екатерины Сергеевны Богатыревой – простой сельской учительницы с хутора  Бальчанского, выпустившей во взрослую жизнь сотни учеников. Их она учила не только арифметике, грамоте, правильной речи, но и культуре.

Бывший киномеханик Н.Г. Сидоренко как-то рассказывал, что подвозил учительницу  в Павловскую на совещание в РОНО. Дело было поздней осенью  –  дождь, слякоть. А Екатерина Сергеевна ехала в легком демисезонном пальто, капроновых чулочках,  изящных ботиночках, считая, что иначе нельзя являться на районное совещание. И в класс она всегда приходила аккуратно причесанной, подтянутой, в платьях с ажурными воротниками и учила девочек вязать такие же.

Выпускники её боготворили. К дню рождения засыпали редакцию газеты благодарственными письмами, вспоминая, как вместе переживали тяжелые послевоенные годы.

И вот накануне Пасхи Е.С. Богатыревой не стало. Пусть земля ей будет пухом!

Дружили фронтовики

Внештатный корреспондент газеты Елена Филобок написала обстоятельный, не для галочки материал об И.М. Суворове, имя которого с недавних пор носит  павловская СШ № 2. Иван Михайлович был не только учителем истории, директором названной школы, но и отважным танкистом в военные годы.

Дружил Суворов тоже с фронтовиками –  Павлом Ивановичем Дубягой и Евгением Тимофеевичем Фоменко,  педагогами СШ № 1. После официальных мероприятий в честь Дня Победы или последнего школьного звонка эта учительская троица заходила в гости к моему дедушке, тоже участнику войны. В хлебосольном доме на углу улиц Базарной и Гладкова друзьям всегда были рады. Суворов, Дубяга, Фоменко усаживались за стол в виноградной  беседке, пели фронтовые  песни и вместе с дедушкой вспоминали боевые пути-дороги.

…Могильные холмики с табличками на павловском кладбище. Они напоминают мне о том времени, о старых друзьях, грудью защищавших страну в трудную годину.

Л. Ермак.