2019-2020 учебный год финишировал. Каким он был, что нового привнес в образовательный процесс, рассказала начальник управления образованием районной администрации  Т.В. Чекина.

– Татьяна Владимировна, чем же запомнится педагогам и ученикам ушедший год?

– Для нас всех – и взрослых и детей –  он оказался необычным и интересным. Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все получили новый  опыт передачи знаний, воспитания и общения.

Напомню, 1 сентября за парты сели 6725 учащихся. Система образования в  районе в целом не претерпела изменений – как работали, так и продолжают действовать 20 дневных школ, одна вечерняя школа, 27 детских садов и 4 учреждения дополнительного образования.

До 5 июня

– На днях прозвенели виртуальные последние звонки, ребята ушли на каникулы…

– В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией окончание учебного процесса проводится по­этапно: 15 мая завершили год обу­чающиеся 1-4-х классов, 22 мая – ученики 5-8-х классов. Для  старшеклассников уроки продолжаются: до 30 мая  сидели за учебниками десятиклассники, а выпускники 9-х и 11-х классов занимаются до 5 июня.

– Что с аттестатами?

– Выпускники 9-х классов сдавать государственную итоговую аттестацию в этом году не будут. Они все получат документ об основном общем образовании по итогам четвертных оценок.

Выпускники 11-х и 12-х классов (вечерняя школа), а их у нас  301 человек, также получат аттестаты о среднем общем образовании по итогам года – будет выставлена итоговая отметка по каждому предмету за время обучения на уровне среднего общего образования (10-11(12) классы).

Сплит-системы               для комфорта

– А как  будет проходить  ЕГЭ?

– Он стартует 29 июня. ЕГЭ будут сдавать только выпускники, планирующие поступать в высшие учебные заведения. Если ребенок намерен получить профессию в учреждениях среднего профессионального обучения (колледж, техникум), то ему госэкзамен сдавать не надо.

– Какие дисциплины наиболее востребованы у будущих абитуриентов вузов?

– Как обычно самым массовым экзаменом является математика профильного уровня, ее решили сдавать 150 человек, затем идут обществознание – 114 человек, физика – 59, биология – 46 и химия – 32.

В районе создан пункт приема экзаменов на базе школы № 2 станицы Павловской. В нём оборудовано 25 аудиторий. Поскольку сроки сдачи сдвинулись почти на месяц, а в нашей климатической зоне в это время бывает очень жарко, то для комфорта ребят устанавливаем сплит-системы.

Кроме этого, в условиях сохранения режима повышенной готовности и в рамках мер по предотвращению распространения коронавируса для безопасного пребывания на пункте будут созданы условия в соответствии с рекомендациями Рос­потребнадзора о соблюдении санитарных норм при организации и проведении экзаменов.

– Сколько медалистов будет в этом году?

– По предварительным данным, претендентами на получение аттестата особого образца и медали «За особые успехи в учении» стали  23 одиннадцатиклассника из шести школ района.

Проблемы  дистанционного  периода

– Четвёртая четверть прошла в дистанционном режиме. С какими проблемами столкнулись?

– С 13 апреля все 6707 школьников района начали обучение с использованием технологий дистанционного и электронного обучения. Честно скажу, что не всё получилось – были проблемы. В сложившейся ситуации не всё зависело только от нас.

Возникающие сложности старались решать сразу, как только они появлялись. Работала горячая линия – номера её телефонов разместили на сайтах управления образованием и каждой из школ. Разослали и всем родителям.

– Какого рода эти сложности?

– Как оказалось, не у всех детей имеется соответствующая техника, где-то и Интернета нет. Семьям, где родители изъявили желание, передали во временное пользование компьютерную технику (ноутбук или планшет). Пришлось варьировать и способы взаимодействия педагогов и учеников с учетом условий конкретной семьи. В приоритете были комфорт и эффективность.

Особенно сложно было многодетным семьям и малообеспеченным. Выручили депутаты. Они за свои средства приобрели пять ноутбуков и передали ученикам 9-х и 11-х классов. Искреннее спасибо за оказанную помощь О.В. Толстопятовой, В.И. Лесовому, Е.В. Савранскому, А.В. Чигирину.

Там, где нет Интернета, школьники обучались с использованием бумажных носителей и телефонов. Этот же подход пришлось применять и в случаях, когда состояние здоровья ученика не позволяло иного. Повторюсь, с каждым ребенком (семьей) школы работали индивидуально.

– Справились?

– В целом – да. Главное, что все обучающиеся 1-8-х  и 10-х классов благополучно закончили 2019-2020 учебный год. Надеюсь, что и ученики 9-х и 11-х  классов также благополучно финишируют, а одиннадцати­классники  еще и ЕГЭ сдадут.

Об отдыхе  и занятости

– Летом, как правило, юноши 10-х классов проходили военно-полевые сборы…

– По рекомендациям краевого военного комиссариата они  перенесены на осень.

– Оздоровительная кампания будет?

– В связи с ограничительными мероприятиями (карантином) на территории края организация занятости, отдыха и оздоровления детей находится в стадии планирования. Министерством Просвещения Российской Федерации рекомендовано начать эту кампанию с 1 июля. Пока мы ждем разъяснений.

А что касается отдыха несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта, то для них зарезервированы 40 путевок на профильные смены в детский оздоровительный комплекс «Ейск». Очень надеемся, что ничто не помешает, и ребята смогут отдохнуть.

Также надеемся, что 24 профильных лагеря с дневным пребыванием откроют двери для 860 школьников района, а 13 лагерей труда и отдыха посетят 150 учащихся.

– Трудоустроить подростков получится?

– Предполагаем на летних каникулах трудоустроить школьников от 14-ти до 17 лет, состоящих на различных видах учета.

Хотелось бы, чтобы все ученики, как обычно, набрались сил, впечатлений, укрепили здоровье в походах (как многодневных, так и краткосрочных). Чтобы побывали с экскурсиями в красивых местах Кубани и не только.  Чтобы участвовали в экспедициях, туристических слётах, в жизни библиотечных, музейных клубов и работе юных инспекторов движения, занимались велосипедным туризмом. Для общения и полезного времяпрепровождения планируем открыть дневные и вечерние тематические площадки.

– В какую сумму обойдутся все эти мероприятия?

– На оздоровительную кампанию выделено 4 миллиона 648 тысяч 500 рублей.

Что   с дошкольниками

– Не могу не спросить, когда откроются детские сады?

– Мы все прекрасно понимаем, что коронавирус, из-за которого введены карантинные мероприятия,  переносится воздушно-капельным путём. Нет вакцины от этого вида инфекции.  А ведь малыши много общаются друг с другом. И чем младше ребенок, тем меньше у него личная зона, тем больше вероятность столкнуться с коронавирусом.

Дошкольникам очень трудно соблюдать социальную дистанцию, да это практически и невозможно. Так что, увы, речи об открытии образовательных учреждений, в том числе и детских садов, не идет. Как только ситуация станет благоприятной,  то они вновь примут ребят.

– А чем занимаются сейчас педагоги детских садов?

– Они тоже работают в дистанционном режиме: и сами учатся, и оказывают методическую и иную помощь родителям. В этот период у нас проходят различные педагогические семинары, конференции, мастер-классы. Воспитатели также разрабатывают пособия, изготавливают дидактический материал для занятий.

В новом дистанционном формате прошли заседания методических объединений музыкальных руководителей, физинструкторов, старших воспитателей и воспитателей групп детей раннего возраста.

Познавательный и образовательный процесс нельзя остановить. Особенно у малышей. Поэтому педагоги детских садов записывают на видео мастер-классы, показывают необычные варианты игр в домашних условиях, проводят творческие и даже спортивные занятия.

Эти мастер-классы выкладывают в социальных сетях и на сайтах детсадов.  Развивающие игры и опыты  ребята  под присмотром старших повторяют дома.  В онлайн-программе – спортивные тренировки, логопедический массаж, гимнастика для глаз и многое другое.

В родительских группах в соцсети Инстаграм появляются фото и видео о  том, как воспитанники занимаются спортом, танцами, ухаживают за огородом, чинят мебель. А еще делятся рецептами приготовления супов, салатов и сдобы. Знакомят друзей с домашними питомцами.

Смотреть всё это очень интересно. Спасибо родителям за понимание и терпение, за участие в конкурсах, особенно в тех, что приурочены ко Дню Великой Победы. Вместе мы преодолеем трудности, а сейчас главное – здоровье детей.

*  *  *

В завершение беседы отмечу, что  мы все получили хороший урок, научились новому. И дело не только в решении тех или иных технических проблем. Думаю, многие по-иному стали относиться к тому, на что до этого, может, и внимания не обращали. Например, на ценность живого общения, на роль учителя, на важность взаимопонимания между родителями и детьми, а также родителями и педагогами.

Надеюсь, что смогли еще раз убедиться и в том, какую важную роль играет в жизни школа.

– Спасибо!

В. Максимова.

Фото предоставлено управлением образования.