Г.Г. Пономарёв – один из самых опытных строителей нашего района. Его общий профессиональный стаж 47 лет. В 1976-м окончил Ростовский инженерно-строительный институт.

В выборе «дела всей жизни» решающую роль, видимо, сыграл его дед по матери, который сам выполнял столярные работы, стелил полы, оказывая соответствующие услуги всем, кто к нему обращался.

– Любил совсем маленьким наблюдать, как трудится дед, – вспоминает Григорий Григорьевич, – вот так и стал строителем.

Очень много лет Пономарёв работал в системе «Крайколхозстройобъединение». Его учредителями и участниками были хозяйства. Для них и выполнялись СМР.

Начинал свой путь Григорий Григорьевич мастером МСО (межколхозной строительной организации) в Павловской в 1976-м. В 1980-м – он прораб, двумя годами позже – главный инженер МСО, с 1984-го по 1986-й – председатель этой организации.

Проработав два года главным инженером треста «Тихорецк­агропромстрой», вернулся в район. Тогда, в 1987 году, появилось РАПСО. Был сначала главным инженером объединения, потом возглавил его.

В 1991-м возникло ЗАО «Агропромстрой». Пономарёв – его руководитель. Сделано за истекшие десятилетия немало. Пожалуй, самый известный его объект – школа искусств, достраивал её в 1989-м в качестве руководителя РАПСО.

С участием и под руководством ветерана отрасли реконструирован ряд ферм в  тогдашних хозяйствах – ЗАО «Атаманское», СПК «За мир и труд», ОПХ им. Калинина. Возводил гражданские объекты – ЦРБ, школы, жилые дома. Три из них – пятиэтажки на ул. Советской, два 15-квартирных дома – на ул. Калинина, четырнадцать одноэтажных домов на Горького и Революционной. Речь во всех случаях идет о районном центре.

– Одноквартирные дома строили в 2016-м, 2017-м и 2018-м годах, – рассказывает собеседник. – К сожалению, девять домов пока остаются непроданными. Причина – крайне низкая покупательная способность жителей района и приезжих.

– Какова стоимость домов?

– Те, что имеют площадь 64 кв. м, – 2 млн 50 тыс. рублей, 68 кв. м – 2 млн 150 тыс. Никто сегодня не знает, когда появятся покупатели.

– Что думаете о строительной отрасли района?

– Её уже давно нет – остались только очень мелкие организации и шабашники.

– Когда, по вашим наблюдениям, начались проблемы в строительстве?

– Примерно с 2011 года. Они еще заметнее обострились в 2014-м, когда нашу страну обложили санкциями. Рубль тогда подешевел в два раза.

– Но ведь некоторые по-прежнему строят жилье в Павловской…

– Если честно, я им не завидую. Даже если удается найти средства на возведение, продать готовые дома будет крайне сложно из-за упомянутого безденежья. Иной раз у нас строят жилье с явными нарушениями. Пример – трёхэтажный жилой дом на ул. Юных ленинцев. Люди внесли деньги за квартиры, а вселиться во вроде бы готовый дом не могут. В перспективе у них – судебные тяжбы с непредсказуемыми результатами.

– Когда строительная отрасль может возродиться?

– В ближайшие лет десять вряд ли можно делать какие-либо оптимистические прогнозы, особенно сейчас, в условиях эпидемии коронавируса.