Когда главу Незамаевского поселения Сергея Левченко спросили, о ком из владельцев ЛПХ можно написать в газете, он, не задумываясь, порекомендовал Багаевых – семью трудолюбивую и добросовестную.

Животноводство как способ заработка Владимир и Валентина выбрали более десяти лет назад. Других подходящих вариантов в Незамаевской не нашлось. Пробовал, конечно, Владимир Александрович ездить по шабашкам и дальним вахтам, нанимался с супругой к местным фермерам. Но потом решили – одна корова на подворье есть, надо купить еще и жить на доходы от продажи молока и мяса.

Подворье Багаевых расположено удачно – на окраине станицы. Рядом пастбище. В собственности – 64 сотки. На них (помимо частного дома) расположены участок для выгула, крытый корпус со стойлами, загоны для молодняка, сенник. По соседству еще 55 соток в аренде. Животных сейчас 24, из них 11 дойных коров.

Владимир Александрович рассказывает:

– Чтобы «раскрутиться», взяли в банке под 29 процентов годовых 50 тысяч рублей (было это в конце 2000-х). Поддержал нас и материнский капитал. Его получили, когда родился третий ребёнок – сын. Со временем собрали на трактор. Арендовали еще 90 соток у поселения, где выращиваем разнотравье. Пресс для тюкования сена тоже приобрели.

Заниматься содержанием коров в домашних условиях весьма хлопотно. Животных даже на несколько часов не бросишь. Кормить, доить, очищать стойла – таковы каждодневные заботы. Часто приходится привозить ветеринара или самим проводить лечебные манипуляции, принимать отёлы.

Заготовка кормов – тоже тяжелое занятие. Выращенный самостоятельно урожай не составляет и половины кормового сырья. Его докупают у местных фермеров, жом берут на сахарном заводе, а кукурузные отходы для силоса – на консервном.

С одной стороны, ЛПХ кормит семью, в которой помимо супругов, трое детей и престарелая мама Валентины. Но есть и обратная сторона – трудозатратная. Всё поголовье Багаевы обслуживают вдвоем. И, судя по ухоженным животным и прибранному двору, к обязанностям относятся не спустя рукава. А вот прибыль не шибко-то велика. За литр молока получают 21 рубль, а летом, когда пойдут отёлы и объемы молока увеличатся, упадёт и цена – до 17-18 рублей. Сортность молока, которую ставят частникам скупщики, – первый либо второй сорт, а не высший. Отсюда и цена поскромнее.

Владимир и Валентина не подсчитывали, сколько молока сдают за год, но в последнее время в день выходит более 100 литров.

Бычков крайне редко продают маленькими – чаще откармливают. Через год-полтора животных забирают заготовители со старолеушковской бойни по цене 130 рублей за килограмм живого веса. В среднем бычок вытягивает килограммов на 400.

Семейное ЛПХ получает поддержку от государства – ежегодные субсидии. Благодаря объемам, выделяемые средства осваивают полностью: на молоко – 50 тыс. рублей, на мясо – 25 тыс. рублей и около 5 тыс. рублей на осеменение.

В проблемных вопросах помогает поселенческая администрация. Требовалось отсыпать дорогу к дому – глава Сергей Левченко поспособствовал в выделении средств на гравийную насыпь протяженностью 300 метров. Также при его активном участии частично засеяли травами пастбище. Речь идет о двадцати шести гектарах поселенческой земли, отданной ЛПХ под луг для выпаса буренок. Сюда, на юго-западную окраину станицы, много лет гоняют коров более 20 семей. В стаде собирается до 80-ти дойных животных.

Каковы ближайшие цели супругов? Конечно, поднять на ноги детей. Справедливо было бы надеяться на увеличение поголовья, но расширять домашнее производство они не планируют. Такое количество животных их устраивает.

Старшие дочери учатся в техникуме в Новолеушковской. Анастасия – будущий повар-кондитер, а Екатерина выбрала специальность «хозяйка усадьбы». Может, сынок подрастёт, поддержит родителей в подсобном хозяйстве. Но это будет еще не скоро.