Наградили    в победном 45-м

В годы войны на многих агитационных листовках художники изображали женщину, взывающую к отмщению, под лозунгом «Родина-мать зовет!». Материнский подвиг той поры трудно оценить. И, думаю, неслучайно менее чем за год до победы Верховный Совет СССР установил звание «Мать-героиня», учредил  орден «Материнская Слава» и «Медаль материнства».

В начале 1945 года большая группа жительниц нашего района удостоилась этих наград. Медали получили 87, а ордена –  27 землячек. В числе отмеченных – матери известных фронтовиков Акулина Ивановна Тамурова, Анна Потаповна Шкута, а также Ксения Федоровна Черечеча, Екатерина  Тимофеевна Гредчина, Меланья Федоровна Бердник и другие. О них, об их детях писали районная и краевая газеты.

И только в начале 90-х годов эти звания и награды были отменены. Наступили иные времена – и появились другие герои.

******

И стала молитвой фронтовиков

Лет десять назад в Новолеушковском Доме культуры принимали гостей из Брюховецкого района. В станицу приехала группа краеведов вместе с педагогами школы   хутора Гарбузовая Балка. Новолеушковские школьники подарили им трогательную танцевальную композицию на песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Для него она стала прощальной песней, а для фронтовиков – молитвой, реквиемом по погибшим. Как создавалась песня – в майском праздничном номере рассказал краевой еженедельник «Честное пенсионерское».

Расул Гамзатов в 1965 году посетил Японию, узнал историю девочки Садако, которая сделала 1000 бумажных журавликов, чтобы выздороветь от лучевой болезни, но та настигла 12-летнего ребенка. Увидев памятник Садако, поэт задумал написать песню. К чему побудила его и другая история. Перед поездкой в Японию Р. Гамзатова пригласили в североосетинское село Дзуарикау на открытие обелиска в честь братьев Газдановых, погибших на фронте. Скорбящая мать и семь улетающих журавлей запомнились поэту.

Так два события слились в единое целое. И родилась песня, которую любят по всей России и у нас на Кубани – тоже.

*****

Без срока давности

Мой отец проходил срочную службу в начале  50-х годов на территории Эстонии и годы спустя рассказывал о недружелюбии местного населения, видевших в советских воинах оккупантов. Хотя таковыми в Великую Отечественную являлись  не наши солдаты,  а легионеры-эстонцы. Сейчас они превратились в героев, защитников независимости своей страны. Но документы говорят об обратном: это были палачи.

60 тысяч человек расстреляли на Псковщине, 200 тысяч местных жителей угнали в неволю. Особенно зверствовали эстонские легионеры в Моглинском концлагере. О чем рассказало телевидение в передаче «Секретные материалы. Досье на палачей».

Сполна испытала лишения в оккупации павловчанка, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения Российской Федерации Антонина Дмитриевна Тихомирова. Её детство и юность прошли в городе Старая Русса, откуда Тоню и ее маму Марию Андреевну угнали в немецкий рабочий батальон на Псковщине. Размещались невольники в бывшем клубе села Быстро Порховского района. Работали в полях с утра до позднего вечера, кормились раз в день, подвергались издевательствам надсмотрщиков.

Девушке повезло. Ей с помощью подруги удалось сбежать и скрываться у дальней родни до самого освобождения этого региона.

Воспоминания о тяготах оккупации Антонина Дмитриевна на исходе лет включила в свою автобиографическую повесть «Старорусская сага». Книга была издана в Павловской типографии ко дню рождения автора (10 мая). И с момента выхода в 2012 году успела стать бестселлером.

Л. Ермак.