Как считают мудрецы, всё в жизни для чего-то происходит. Так вот и вынужденная самоизоляция нам всем нужна была для чего-то.

Она-то и выявила недостатки в воспитании подрастающего поколения. Оказалось, мы совсем позабыли о трудотерапии. Чаще всего дети и подростки не знают, как убить время. И просто скучают дома.

Сейчас попробую доказать. Если у ребёнка выходной, ему можно всю ночь играть в компьютерные игры, а потом спать до обеда и ходить до вечера неумытым и нечёсаным. Между прочим, это мы, родители, им разрешаем становиться такими. А потом удивляемся: дружить не умеют, общаться с людьми не получается, и вообще поговорить с ними не о чем. Конечно, этому нужно учить в семье. Кто-то может со мной в чём-то не согласиться. Разные бывают обстоятельства, но это исключительные случаи.

В любых ситуациях, в которых человек оказывается, нужно находить хорошее и делать выводы. Хорошее за период изоляции то, что родители смогли побыть с детьми, устроить семейный обед или ужин, отремонтировать давно отложенную вещь, на которую времени не хватало, полепить пельмени или испечь торт, поговорить по душам.

Вот так непростые условия карантина выявили слабые места в воспитании. И это вполне понятно. Ведь в привычной жизни у всех своё личное пространство. Школа, детский сад, работа, а оказалось – только дом на несколько месяцев. Психологами доказано, что человеку нужно побыть хоть немного в тишине, в уединении. В условиях маленькой квартиры или большой семьи это сделать трудно. Делаем выводы. Нужно дать понять своим близким, что маме тоже нужен отдых, следует учиться играть самостоятельно, а не ждать, что папа в костюме человека-паука спустится на паутине с крыши. Или бабушка с дедушкой, забыв о больных коленях и спине, будут работать аниматорами, чтобы развлечь внука. Тогда и для детей найдётся занятие, и у взрослых появится возможность отдохнуть после напряжённого дня.

Вернёмся к нынешней ситуации, когда ещё не всё открыто и будут ли сняты запреты, сказать трудно. Нужно попытаться найти хорошее даже в таких условиях. У детей есть время днём выполнить поручения родителей (а если забыли, уходя на работу, дать задание, опять ребёнок будет от безделья играть целый день в компьютерные игры или сплетничать в социальных сетях),  а потом почитать что-нибудь из летнего списка. Ведь учитель литературы даёт произведения на выбор, с учётом разных предпочтений. Сейчас без знания литературы не обойтись на выпускных экзаменах. Пользуйтесь, что называется, выпавшей возможностью! А вечером пусть папа не забудет поинтересоваться: «О чём сегодня прочитал, сынок?». Вот вам и воспитание ответственности, и развитие эрудиции, и умение быть полезным другим, а там, гляди, интерес  к учению появится, и «собственных Платонов» начнёт «российская земля рождать».

А помните, как это было? Купили мальчику машинку – он выстраивал  маршруты, пусть издавая при этом звуки автомобильного сигнала или сирены полицейской погони, но его внимание было занято. А для девочек – кук­лы. Переодеть, накормить, спать уложить, почитать книжку, на прогулку вывести, а там и «в школу» поиграть.

Куда всё это делось? Что в реальности? Игрушек – мешки, а детям – скучно. А помните, бочонки с цифрами, когда играли всей семьёй в лото? Отличная возможность час-другой провести всем вместе. И придумал же кто-то!

В последнее время мы почему-то не приучаем своих детей трудиться.

– А когда ему этим заниматься? Из школы прибежал, поел (посуду вымоет мама – она всё успевает).

Потом уроки. На просьбу помочь ответ чаще всего такой:

– Я занят! Вы хотите, чтобы завтра у меня была двойка за сочинение?

Сочинение в итоге может быть и не написано – отвлекли социальные сети или разговор по телефону с друзьями,  вот только огород полоть пошли родители сами. Потом на тренировку. А значит – с младшим братом посидеть не сможет. Вот и получается, что дети за собой убирать не научены, не говоря уже о помощи старшим.

Давайте делать выводы,  и тогда никакой вирус нам не помеха. И вынужденная дистанционка не страшна.

Н. Кандаурова.