В номере от 14 июля газета опубликовала материал о том, что на реке Челбас в районе станицы Украинской произошел массовый замор рыбы. Пострадали арендаторы, занимающиеся там товарным рыбоводством. Цифры погибшей живности измерялись десятками тонн. Александр Часнык говорил об ущербе от 50 тонн. Примерно о таком же количестве заявляла Наталья Луценко, чей участок находится выше по течению.

10 июля были взяты пробы для проведения анализов в лаборатории. Отбор биоматериалов осуществляла ведущий ветеринарный врач ГБУ «Павловская зональная лаборатория» Светлана Скорбеж. При этом присутствовали заместитель начальника ГБУ «Ветуправление Павловского района» Наталья Васильева, начальник отдела ветсанэкспертизы ветуправления Павловского района Юрий Елизаров, а также индивидуальные предприниматели Наталья Луценко и Александр Часнык. Изучали образцы воды, ила и рыбы специалисты Ленинградской зональной ветеринарной лаборатории.

Заказчиками испытаний стали сами предприниматели – арендаторы рыбоводных участков реки Челбас А. Часнык и Н. Луценко, а их обращения послужили поводом для проведения лабораторных анализов.

По итогам исследований заявителям были направлены шесть протоколов испытаний – по три на каждый участок. Пояснить газете результаты вынесенных компетентной службой заключений попросили начальника ветуправления района Игоря Дорогавцева. Он сообщил, что в изученных образцах паразитарных, инфекционных заболеваний рыб не найдено. Также не обнаружено токсических веществ, за исключением тех веществ, которые образуются вследствии разложения органики (водорослей, рыбы). По результатам исследования воды зафиксировано превышение показателей по аммиаку и сероводороду. Эта же экспертиза выявила низкий уровень кислорода.

Ни в воде, ни в грунте не обнаружены пестициды. Это косвенно свидетельствует о том, что удобрения, вносимые на соседние поля, не стали причиной отравления реки.

При этом по показателям четко прослеживается следующая тенденция – чем ниже по течению реки, тем меньше вреда ей нанесено. Более явно данный вывод подтверждают пробы на содержание кислорода – наименьшее количество кислорода в воде выявлено выше по течению, а ниже его содержание увеличивалось, хотя всё равно было значительно ниже нормы.

Для наглядности приведём некоторые сведения из протоколов испытаний.

Предприниматель А. Часнык отправил в лабораторию два вида рыбы: толстолобика и карася. Возбудители таких бактериальных болезней, как аэромоноз и псевдомоноз, при исследовании доставленных материалов не выявлены. Микозные болезни (бранхиомикоз и сапролегниоз) – тоже.

С участка реки Н. Луценко был взят толстолобик. Его исследовали на микозные болезни – бранхиомикоз и сапролегниоз. Результат также отрицательный.

В пробах ила искали наличие пестицидов. ГХЦГ – хлорорганические пестициды – не обнаружены. Точно так же не превышают в воде норму показатели безопасности  –  это дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4-Д), её соли и эфиры и ДДТ и его метаболиты. В обоих исследованиях при норме не более 0,1 мг/кг получен результат менее 0,06 мг/кг.

Как уже говорилось, наибольшие несоответствия обнаружены в исследованиях воды из рыбоводных участков. С арендованного водоема А. Часныка отобрали три пробы общим объемом 9 литров. Столько же проб, но объемом 4,5 литра, взято с соседнего.

В воде обнаружено повышенное количество аммиака. Норма его не должна превышать отметку 0,5. У арендатора Часныка эти показатели колеблются от 0,2 до 1,4. Результат 0,2 дала проба № 1, взятая на дамбе вблизи водоема Курдияшко. Проба № 2 – с середины участка, и здесь получили 0,6 аммиака. 1,4 – проба № 3, взята на границе с водоемом Луценко. На участке Луценко показатели по аммиаку еще выше: 1,8 – вверху по течению, 1,9 –  посередине, 1,4 – в самом низу у дамбы, граничащей с участком Часныка.

Исследования на наличие кислорода в воде делали несколькими методами. Изучая биохимическое потребление кислорода за пять суток (БПК-5), выявили превышение допустимого показателя в несколько раз. При норме не более 3,0 у Часныка получили показатели от 7,29 до 10,67, а у Луценко – от 10,2 до 10,9. Поясним, что БПК является одним из важнейших критериев уровня загрязнения водоёма органическими веществами. Он определяет количество легкоокисляющихся органических загрязняющих веществ в воде.

Повышенные результаты дали и исследования на перманганатную окисляемость, по которой можно судить о загрязнении воды в целом. Норма не должна превышать 15,0, в пробах было от 19,6 до 28,0 на участке Часныка и от 25,6 до 35,6 – Луценко.

Исследовали воду на растворенный кислород, столь необходимый для целого ряда процессов в аквакультуре. При норме не менее 6,0 получили вовсе удручающие результаты. В пробах с водоема Часныка – от 0,26 (со стороны участка Луценко), и лишь ниже по течению показатель дошел до 8,23. На водоеме Луценко этот показатель занижен до предела на всей территории участка: от 0,14 до 0,23.

Абсолютно все пробы воды выявили наличие сероводорода.

Для того, чтобы восстановить водоем, согласно договору с Азово-Черноморским территориальным управлением, предприниматели должны принять ряд профилактических мер. Сейчас ситуация на участках реки стабилизировалась.

О. Пономаренко.