Герой войны ,  танкист С.П.  СТЕПАНЧЕНКО.

«Мальчишки, мальчишки,

Вы первыми ринулись в бой.

Мальчишки, мальчишки,

Страну заслонили собой».

В книге «Мальчишки, мальчишки» командир взвода лейтенант Роберт Пясецкий пишет о подвиге во время войны атаманца Семёна Петровича Степанченко. В мирную пору он работал в колхозе  комбайнёром. Любил технику. С первых дней войны ушёл на фронт, стал танкистом. Близкие получали весточки, надеялась на скорую встречу. Но 8 марта 1944 года Семён Петрович под городом Тернополем сгорел в танке. Дома осталось четверо детей…

Внук С.П.  СТЕПАНЧЕНКО Александр КАРПЕНКО, ставший военным лётчиком.

Фронтовичка атаманчанка Нина Васильевна Калюжная в своё время прочла ту самую книгу «Мальчишки, мальчишки» и связалась с автором. Я с группой учениц Н. Шапран, Н. Шаган, С. Кравченко,   Е. Ващенко, С. Постол, Н. Анисенко поехала в 80-е в Москву на встречу с автором. Многое узнали тогда.

Сейчас в ст. Атаманской живёт 87-летняя дочь Степанченко – Антонина Семёновна Карпенко. Её сын Александр пошел по стопам деда… Учился в СШ № 4 хорошо, окончил её в 1971 году. Ещё в школьные годы Александр с уважением смотрел на подтянутых людей в военной форме. Сам старался походить на них, упорно развивал себя. Поэтому и смог осуществить мечту – стал офицером-авиатором. С первых дней в авиационно-инженерном училище Карпенко являлся примером в выполнении воинского долга. Отличник учёбы и боевой подготовки, требовательный и справедливый командир в роте. «Товарищи! Равняйтесь на комсомольца Карпенко!». Такой был лозунг вывешен  в училище, где познавал азы лётного дела атаманец. Позже офицер стал бортовым техником вертолёта в частях Министерства обороны, потом перевёлся во внутренние войска. Вот такая дорога у внука Степанченко.

Не менее интересно сложилась судьба правнука. Подполковник Евгений Карпенко – командир экипажа, лётчик-конструктор, заместитель авиационной эскадрильи полётной подготовки. Он – лётчик первого класса, награждён медалями Нестерова и Жукова. На счету полторы тысячи часов в небе. И не одна служебная командировка в горячий регион.

Евгений в 1992 году поступил в Сызранское высшее военно-авиационное училище. Сложное тогда выдалось время. Из поступивших около трёхсот человек только половина дошла до выпуска. Евгению повезло: его направили в воронежскую эскадрилью внутренних войск. Там служили асы, не раз побывавшие в вылетах в Афганистане.

Карпенко стал военным лётчиком третьего класса, а затем второго. Их часть базировалась в Ханкале, но летали над всей Чечнёй. Это было как раз начало Чеченской кампании. Молодого лётчика потрясла красота природы в дисгармонии с развалинами Грозного. Места снарядных разрывов, будто чёрные розы, цвели на заснеженных полях.

Вертолётчики перевозили боеприпасы, оружие, раненых и убитых. Посадки и взлёты в лесу, в горах проходили стремительно. Более ста часов за месяц налетал Карпенко. Помогали, спасали, рисковали.

Через некоторое время после первой командировки его начали готовить на командира экипажа. Во второй раз снова отправили в Чечню. Лётчик-штурман получил невероятный опыт в боевых условиях. И лишний раз убедился в том, что каждый офицер должен пройти войну, понять и почувствовать, для чего учился, на что способен.

Сыграли роль и задатки технаря, которыми обладал их дед и прадед Семён Петрович. Пригодились они и заработали на генном уровне.

Вырос праправнук, отслужил в армии. До сих пор  помогает отцу склеивать модели самолетов и вертолетов. Некоторые приходится «списывать», заменять новыми.

Род танкиста продолжается. И слова Степанченко из книжки лейтенанта Пясецкого сбываются: «Дело не в орденах и медалях, а в том, чтобы живому вернуться домой, детей вывести в люди».

Л. Ващенко.

Ст. Атаманская.

Фото из архива.