Прошла знаменательная дата – 75-летие Великой Победы, состоялся парад в Москве, посвященный юбилею, и мы сочли долгом написать о своем отце.

Николай Логвинович Сагун родился 10 мая 1919 года на хуторе Междуреченском.  Отсюда в 1939 году его призвали в ряды Красной Армии. А в грозном 1941-м с первых дней войны отец начал защищать Родину.

Тогда беда пришла в каждый дом. Коснулась она и хаты на Междуреченском, под крышей которой жили дедушка, бабушка, наш отец, две его сестры и два брата, которые тоже взяли в руки оружие. Дядя Иосиф вернулся с войны инвалидом, а дядя Ваня пропал без вести в 1943-м. Так что сразу три брата Сагун сражались за мир.

Наш отец воевал на 3-м Прибалтийском фронте, в 3-й Гвардейской танковой армии. Был Николай Сагун командиром отделения № 25 отдельного моторизованного понтонно-мостового Рижского ордена Красной Звезды батальона.

На сайте «Подвиг народа» мы проследили его боевой путь – битва под Курском, операция по расширению плацдарма на правом берегу Днепра, Ясско-Кишиневская наступательная операция, разгром  врага на территории Венгрии, потом были Пражская наступательная операция и битва за Берлин. Числа, даты, названия… Мы просто прочитываем и до конца не осознаем то, что стоит за этим.

Сейчас вспоминаются редкие и скупые рассказы отца о сражениях на воронежской, курской земле, о том, как после тяжелых боев на привалах, нарубив еловых веток, засыпали на них богатырским сном. «И что удивительно, – говорил он, – никто не болел простудой». Рассказывал о погибших товарищах. Особенно тепло, со слезами отзывался о командире, которого заменил в бою, хотя сам был ранен.  Гордился крепкой фронтовой дружбой (с однополчанином  Алексеем Улановым из Валдая они долго переписывались и дружили семьями).

Наш отец не заслужил высоких званий, он был старшим сержантом. Но воевал честно. Об этом говорят его награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Славы III степени, медали «За освобождение Будапешта», «За освобождения Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также благодарности от командующих. Он дошёл до Берлина и оставил автограф на стене поверженного рейхстага.

«Как же мы радовались и плакали, дети, – говорил отец, – когда узнали об окончании войны! Не верилось, что живой остался. Домой вернулся только  летом 1946-го. Но война во мне живёт до сих пор». И всегда повторял: «Не дай бог вам это пережить». Вот и всё, что мы знаем про его боевой путь, он, может, был более сложным, но люди того поколения не считали, что они герои. Тогда как-то не принято было об этом говорить всенародно, как это стало позже. А жаль!

Возвратившись с фронта, отец приступил к мирному труду. Сначала работал секретарём Междуреченского сельского Совета, затем был переведен председателем. А с 1951 года трудился сменным мастером на Павловском элеваторе.

С мамой Верой Васильевной они прожили 25 лет, воспитали нас, трёх дочек. Мама тоже пережила войну, и на её долю досталось немало лиха, она труженик тыла, имела много наград.

14 августа 1969 года папы не стало. Видимо, сказалось на здоровье лихолетье. Похоронен он на павловском кладбище, и мама рядом.

Так хочется нашему отцу и всем, кто вернулся живым или пал на полях сражений, сказать огромное спасибо и низко поклониться за мирное небо, за спокойные сны.

Н. Остроумова, Л. Трощий, Т. Деревянко,

Фото из архива.