«…Фонари свисают – ешь не хочу, как бананы в Сомали», – поётся в известной песне.

Ну где же ещё расти бананам, как не в Африке? – резонно спросил бы человек, далекий от ботаники, и был бы, безусловно, прав. Но мир, к счастью, полон чудес.

Ну разве не удивительно узреть банановое дерево – да ещё с плодами (научное название – азимина) – в нашей совсем не африканской Павловской с её подчас довольно кусачими морозами? Узрел и запечатлел на снимках.

Но сначала – о людях, без которых фотографировать было бы нечего.

Н.В. Трубина родом из соседнего Крыловского района, а муж павловчанин, одноклассник известного художника Ф.Д. Алексеенко. Жена последнего Бэла Владимировна и рассказала мне о павловских «банановодах».

С 1979-го по 1989-й супруги Трубины жили не на Кубани, а в Туркмении – в городе Мары. Он – водитель «Татры» на нефтепроводе, она – бухгалтер на строительстве Марыйской ГРЭС.

– Там, в Туркмении, мне очень нравилось, – рассказывает Наталья Викторовна, – местные – гостеприимные и миролюбивые люди, только довольно жарко летом. В пустыне температура иногда за 50 градусов зашкаливала. И всё равно не хотелось уезжать, но муж настоял. С тех пор живем в Павловской.

– Как в голову пришла идея посадить в огороде банановое дерево?

– Как-то случайно получилось. Я люблю немного экспериментировать. Была в Краснодаре и купила там в специализированном магазине маленький саженец – длиной сантиметров 40. Посадила его по возвращении у себя в огороде. Было это лет 13 назад. Только лет пять, как стало плодоносить. В Интернете узнала, что для опыления надо второе дерево, но до него дело так и не дошло…

– Форма плодов отличается от традиционных бананов. А какие они на вкус?

– Похожи на те, что продаются в магазинах, только внутри очень крупные косточки, это ведь всё же азимина, а не бананы в общепринятом смысле.

– Как ухаживаете за деревом?

– Кроме летнего полива, ничего не делаем. Никаких вредителей на растении никогда не замечали.

– Не знаете, ещё у кого-нибудь такие же в Павловской растут?

– Муж давал кому-то саженцы, но что из них вышло, не знаю. Если и прижились – то точно ещё не плодоносят. Мало времени прошло…

Вот такой получился диалог. В конце хозяйка бананового дерева подвела меня к ещё одному редкому (пусть и не настолько, как банан-азимина) представителю растительного мира в наших широтах – кусту инжира.

– Это морозостойкий сорт, – пояснила Наталья Викторовна. – Высадила нынешней весной, а плоды появятся только на следующий год. Так обещал продавец. Тоже только поливаю, хотя, конечно, надо и подкармливать…

Пожелал любительнице огородных экспериментов дальнейших успехов в её «экзотическом» растениеводстве.

Е. Николаев.

Р.S. Если быть точным, изначально ареал азимины – Северная Америка, хотя растение можно встретить и в некоторых тёплых странах Европы, и в Японии. Черноморское побережье Кавказа тоже подходит для этого бананового дерева (второе название азимины) по своим климатическим условиям. В любом случае павловский «банан» – далеко не самая распространённая вариация ареала этого листопадного кустарника.