Мне, 14-летнему подростку, запомнилась одна неприглядная картинка. По улице Горького мимо автостанции и станичного стадиона лошадка медленно тянула телегу. В ней мирно спал на грязных мешках пьяный ездовой, никак не обращавший внимание на укусы назойливых мух.  Проходившие мимо люди качали головой.

– Совсем опустился парень.

– Спился Паша Курочкин, а ведь молод еще – и 30 не будет.

– Спасать надо. Но как?

А вот другая картинка. На стадионе «Урожай» проходил чемпионат края по городошному спорту. На площадку вышел худенький, подтянутый человек. Бита, брошенная его рукой, точно попала в цель – фигура была сбита с первого раза. Зрители зааплодировали.

– Молодец, Павел! Мастер.

– Вот так удар!

– Павлу Ивановичу уже за пятьдесят, а он и молодым фору даст.

– За пятьдесят? – удивился один из зрителей, видимо, впервые присутствовавший на подобных соревнованиях. – Никогда бы не сказал.

Между двумя эпизодами 20 лет долгой жизни. И в обоих случаях речь идет об одном и том же человеке. В первом – о спившемся конюхе, во втором – о мастере спорта СССР, чемпионе Центрального совета ДСО «Урожай», члене сборной команды Краснодарского края, инструкторе по спорту павловского колхоза «Комсомолец». Он прожил как будто две жизни: одну до 1963 года, вторую после. Первой он стыдился, не любил вспоминать. Но, несмотря на это, рассказывал о ней молодым, чтобы те не повторяли его ошибок. Где только тогда не работал! На сахарном заводе, в откормсовхозе, сельпо. Домой приходил поздно. И всегда сильно пьяным. Жена устала от скандалов, иногда неделями не разговаривали.

Один случай способствовал тому, что он раз и навсегда решил «завязать». Шел Павел вечером домой. В станице был праздник, играла музыка. Люди веселились. «А что я? Жена со мной стесняется даже на улицу выйти». Всю дорогу размышлял о своей жизни. «Мне уже тридцать три, а выгляжу как старик. Болит поясница, пошаливает сердце. Сам себе гроблю здоровье. Не буду считать себя мужчиной, если не брошу пить».  Сказал – как отрезал.

Павел Иванович запомнил тот для него знаменательный день – 8 августа 1963 года. С тех пор и до самой смерти ничего из спиртного не пил – ни глотка водки, ни пива, ни шампанского. Даже на праздники и в дни рождения. Многие не верили, что можно вот так сразу, без помощи врачей, полностью «бросить». Настоящий характер у него оказался и крепкая сила воли.

В том же году на стадионе «Урожай» появилась секция любителей городошного спорта. «Запишусь в неё», – решил Павел. Он играл немного в городки на Урале, где после службы в армии участвовал в строительстве Камской гидроэлектростанции.

Руководил павловской секцией рабочий сахарного завода Александр Шилов. Вокруг его собралась группа энтузиастов. Павел усиленно и почти ежедневно тренировался и вскоре стал обыгрывать наставника  и других товарищей.

Приходилось ему в то время разрываться между семьей, работой и спортом. Трудно было еще и потому, что в 1963 году начал строить дом. Так в водовороте дел проходила его жизнь, в которой уже не было места гулянкам.

В его возрасте  многие уходят из спорта, а он только подружился с ним. Не всё получалось сразу, на соревнованиях нередко подводили нервы. Расстраивался, но брал себя в руки. В 1967-м сначала на краевом первенстве, затем и на чемпионате Центрального совета ДСО «Урожай» выполнил норму мастера спорта СССР. А было ему 37 лет. Но самый большой успех пришел к Павлу Ивановичу в 1980-м. 50-летний спортсмен стал чемпионом Краснодарского края и третьим призёром чемпионата Юга России, который проходил в Белгороде. Этот город памятен еще и потому, что в нем павловчанин установил личный рекорд, затратив на 100 фигур 120 бит (норма мастера спорта была 136 бит).

Мне часто приходилось общаться с Павлом Ивановичем, освещать соревнования городошников. Он с любовью говорил о своем виде спорта, гордился знакомством и дружбой со знаменитыми спортсменами.

– Городки дали мне многое в жизни, но главное – настоящих друзей. Один из них заслуженный мастер  спорта Николай Александрович Цицинов многое сделал для моего становления. Приезжаю к нему в Москву как к себе домой. Всегда меня принимает, несколько часов говорим с ним по душам, обсуждаем наши городошные проблемы. Раньше у меня было как: есть деньги – есть друзья, нет денег – нет друзей. Благодаря спорту я увидел почти весь Советский Союз. – Павел Иванович немного задумался. – Разве только мне спорт помог стать человеком!

В городошную секцию приходил разный народ. У каждого свой взгляд на жизнь, свой иногда нелегкий характер, но все они тянулись к Павлу Ивановичу, который вскоре после Шилова возглавил городошников района. Некоторые из них, следуя примеру наставника, старались освободиться от вредных привычек. Нелегко, к примеру, было с Григорием Бондарем. Сложный характер. Но парень пересилил себя, стал даже кандидатом в мастера спорта СССР. А его сын Александр пришел в секцию еще школьником и через несколько лет стал мастером спорта. Всего Павел Иванович воспитал пятерых мастеров и восьмерых кандидатов в мастера.

Павел Курочкин организовал и детскую секцию. Ходил в школы, рассказывал ребятам о  любимом виде спорта, зажигал к нему интерес. Не боялся брать «трудных» подростков. Именно в секции ребята чувствовали себя нужными людьми. Павел Иванович немало пово­зился с мальчишкой, звали которого Игорем – он хулиганил, грубил старшим, пропускал уроки, учился неважно. Много раз говорил с ним по душам, и подросток медленно, но менялся. Будучи школьником, стал перворазрядником. Окончил школу, затем институт в Краснодаре. Когда приезжал в Павловскую, обязательно встречался со своим наставником, делился планами и мечтами.

Детскую секцию посещали до 90 ребят, трое из них стали кандидатами в мастера спорта СССР, пятеро – перворазрядниками. Они были и чемпионами Кубани, составляли костяк сборной края, главным тренером которого спорткомитет назначил Павла Ивановича. И эта  сборная в 1986 году выиграла юношеский чемпионат СССР.

Есть спортсмены, которые приходят на готовое, настойчиво требуют, чтобы им создавали необходимые условия для тренировок. Но наши городошники во главе с Павлом Ивановичем были не из таких. Они изготовили биты не хуже заводских, построили своими руками площадку, соответствующую самым строгим требованиям. Проходили на них соревнования даже всесоюзного уровня.

Увы, всё это в прошлом. Нет уже городошной секции и самих площадок. В 1987 году Павел Иванович тяжело заболел, несколько месяцев лежал парализованный, но благодаря силе воли поднялся, стал потихоньку ходить и прожил еще 10 лет.

Личность в спорте, как и в истории, многое значит. Об этом говорит и пример Павла Курочкина, который сам и его воспитанники прославляли наш район не только в Краснодарском крае, но и в стране. К сожалению, последователей у Павла Ивановича не нашлось.

В. Зинченко.

Публикация стала возможной благодаря Людмиле Павловне Курочкиной, которая сохранила медали отца, грамоты, письменные  благодарности, вырезки из газет. Фото из семейного архива.