Об этом начальник управления образованием сообщила коллегам на педагогической конференции.

– Татьяна Владимировна, что понимают под качеством образования?

– Как правило, это успешность и качество знаний. В 2019-2020 учебном году в школах района обучались 6676 ребят. Успеваемость приблизилась к 100 процентам (99,9). Условно переведены в следующий класс 56 человек, а на повторное обучение остались 9 школьников.

– О качестве знаний во многом можно судить по государственным итоговым аттестациям выпускников 9-х и 11-х классов.

– В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в этом году девятиклассники не проходили основной государственный экзамен. Из 647 выпускников 9-х классов получили аттестаты об образовании по итоговым отметкам 646 учащихся. Один выпускник СШ № 13 не получил документ об образовании – у него неудовлетворительные оценки по шести предметам.

Окончили 11-й класс 300 учеников. Все они получили аттестаты о среднем общем образовании тоже без прохождения ГИА.

– Для поступления в вуз ЕГЭ всё-таки пришлось сдавать.

– Обязательных для всех экзаменов по математике и русскому языку не было. Но, чтобы стать абитуриентом вуза, 239 одиннадцатиклассников сдавали необходимые испытания.

– Насколько успешно?

– Предварительный анализ итогов ЕГЭ 2020 года показал, что по восьми предметам (русский язык, математика (профильный уровень), биология, история, география, обществознание, литература и химия) средний балл выше среднекраевого.

Годом ранее выше среднекраевого показателя были только результаты по пяти предметам (химия, информатика, история, география, обществознание). Косвенно это говорит о более качественной подготовке или о более осознанном выборе предметов самими выпускниками.

Средний балл по всем экзаменам составил 64,75 балла (в 2019-м – 63,2).

– А в разрезе по предметам какие цифры?

– В 2020-м произошло снижение среднего балла по математике профильного уровня: 57,9 баллов против 58 прошлогодних. А вот по русскому языку, наоборот, показатель увеличился на 1,5 балла и составил 75 баллов.

Стабильно низкие результаты, к сожалению, дают физика, английский язык. Скачкообразные итоги –  биология, информатика, литература, география. Причём это не самые массовые экзамены – биологию, например, сдают максимум 60 человек (20 процентов от общей численности выпускников), информатику – 25 человек (8 процентов), а географию и литературу выбирают для ЕГЭ всегда менее 10 человек (это чуть более 2 процентов).

– Тем не менее, в районе есть и стобалльники.

– Да. Это выпускница СШ № 12 Алина Дмитриенко (по русскому языку) и выпускница СШ № 4 Яна Корнева (общест­вознание). Они – наша гордость! Еще 23 одиннадцатиклассника были отмечены медалями «За особые успехи в учении» (7,7 процента от общего числа выпускников). В 2019-м получили золотые медали 25 ребят, или 8,1 процента от общего числа выпускников.

– Все медалисты подтвердили крепкие знания на ЕГЭ?

– Средний балл по всем предметам у них составил 85 (годом ранее – 81,2), а с учетом всех выпускников года этот показатель оказался в пределах 64,75.

Если говорить по дисциплинам, то по русскому языку у медалистов – 90,7 (средний по району 75), по истории – 98 (62,8), по химии – 89 баллов (69,5).

Яна Корнева не только стала стобалльницей по общество­знанию, но ещё получила 98 баллов по истории и 96 – по русскому языку.

К сожалению, в этом году медалисты показали результаты ниже 70 баллов по физике, набрав максимально всего 66 баллов. Еще 7 человек набрали на ЕГЭ менее 70 баллов. Разница в качестве знаний таких медалистов и высокобалльников заметна.

– Как вы считаете, в чём причина?

– Получается, что дети не оправдали оценки. Педагогам надо более объективно подходить к выставлению отметок. Каждая пятерка, полученная учеником на уроке, должна подтверждаться на независимой внешней процедуре. Особенно на ЕГЭ.

Важно в этом плане постоянно вести межпредметное сопровождение ученика, помогая ему определиться с наклонностями и в дальнейшем с будущей профессией.

– Какие школы стабильно хорошо сдают ЕГЭ?

– СШ №№ 3 и 11.

– Учеников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы, в этом году меньше, чем в прошлом?

– Высокими считаются 80 и более баллов. Действительно, в 2020 году обучающихся, преодолевших этот порог, меньше, чем годом ранее. Их 85 человек. А в 2019-м было 95 ребят. Ученица СШ № 2 Анна Сизых набрала более 80 баллов по четырём предметам. Преодолели эту планку по трем предметам Елизавета Стаценко, Валерия Степаненко из той же СШ № 2 и Яна Корнева из СШ № 4. По двум предметам – 18 человек.

В прошлом году высокобалльников по четырём предметам не было, а по трем таковых было пять человек, а по двум предметам – 21 человек.

Здесь тенденция на понижение качества знаний обучающихся-высоко­балль­ников налицо. Это говорит и о преподавании предметов, и об уровне подготовки ребят, о работе школы в рамках внутришкольной системы контроля качества образования.

– А были ли такие ученики, для  которых ЕГЭ оказался непреодолим?

– Одно из самых больных мест в нашей работе – это обучающиеся, пришедшие сдавать экзамен и не сдавшие его. А ещё, когда выпускники не набирают минимальный балл, а имеют итоговую отметку «4»!

В этом году 18 человек не преодолели порог успешности: пять – по математике, по одному ребёнку – по физике, информатике, биологии, истории, химии. Восьми ученикам оказалось не под силу общество­знание. Вот так необъективные оценки, завышенные по единичным успешным результатам, дают ложную надежду на успех в дальнейшем. Но в конечном итоге не удовлетворяют ни учеников, ни их родителей, ни самих педагогов.

– Тем не менее, район вошел в десятку лучших по среднесуммарному баллу ЕГЭ.

– У нас еще по пяти предметам результаты выше среднекраевых. Считаю это нашим общим достижением! Поздравляю педагогов с этим. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Повторюсь, необходимо продолжить кропотливую работу по повышению качества образовательного процесса и объективного оценивания.

Думаю, районный информа­ционно-мето­дический центр скорректирует методическое сопровождение работы школ, преподавателей и тьюторов по предметам и систему деятельности консультационных пунктов.

Особое внимание будем уделять высокомотивированным и одаренным детям. А также тем, кто испытывает трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социальной адаптации.

– Нацпроет «Образование» способствуют повышению качества знаний учеников?

– Да. Нацпроект – своеобразная программа повышения качества образования и воспитания. Она вовлекает в процесс и педагогов, и ребят и их родителей. В нашем крае реализуются несколько региональных проектов.

Один из ключевых – «Современная школа». В 2019 году на базе СШ №№ 1, 8 и 11 созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Все кабинеты оборудованы в едином фирменном стиле.

Педагоги, работающие в этих центрах, дистанционно обучались на онлайн-платформе ведомственного офиса нацпроекта. В конце 2019-го учителя ОБЖ прошли курсы повышения квалификации в учебных центрах Краснодара. Еще три учителя технологии побывали на курсах в Севастополе, а руководители центров посетили форум в Москве.

Больше тысячи учеников занимались по дополнительным программам цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных технологий.

На базе указанных центров прошли пять мероприятий для ребят из школ, в которых «Точка роста» ещё не появилась: это СШ № 2, 3, 4, 10, 12, 9, 15 и 16, а также воспитанники детского сада № 9.

В 2019-м в рамках проекта три школы района обновили материально-техническую базу. Так, в СШ № 2 пришло оборудование в кабинет химии, в СШ № 3 появился агротехнологический кабинет, а в СШ № 10 – кабинет биологии.

В текущем учебном году открыта «Точка роста» в СШ № 6, а для СШ № 11 приобретен кабинет физики.

Другой проект – «Успех каждого ребёнка» – направлен на развитие дополнительного образования, профориентацию и развитие таланта школьников. В 2019-м все ученики 8-11-х классов активно участвовали в онлайн-уроках «ПроеКТОрия».

520 ребят из СШ №№ 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 17, 19, 21 участвовали в проекте ранней профессиональной ориентации 6-11-х классов «Билет в будущее».

В рамках нацпроекта пришли средства  на ремонт спортивного зала СШ № 8. Заработала и поддерживается система «Навигатора дополнительного образования». В ней обеспечен доступ к современным развивающим программам, удобно искать занятие для ребёнка.

Третий проект – «Цифровая образовательная среда». Он нацелен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обновление инфраструктуры. В рамках программы для улучшений качества связи, скорости Интернета установлено оптоволокно в СШ №№ 1, 3, 10, 12 и в вечерней школе. До 2024 года оптоволокно подойдет ко всем образовательным учреждениям района.

Ещё один  проект «Поддержка семей, имеющих детей» призван помочь родителям в воспитании детей. Как своих, так и приёмных. В 2019-м на базе районной психолого-медико-педагогической комиссии работала «Школа для родителей». Проведено 9 занятий. Их участниками стали 36 человек.

Проект «Учитель будущего» рассчитан прежде всего на молодых специалистов, поскольку помогает повысить профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации. В прошлом учебном году слушателями таких курсов стали 748 педагогов района.

Региональный проект  «Социальная активность» призван вовлечь молодёжь в волонтёрское движение и мероприятия, что в конечном результате повысит уровень социального благополучия и позволит самореализоваться юным.

Еще один проект «Земский учитель» привлёк педагогов для преподавания в школах в небольших населённых пунктах. По результатам конкурсных процедур были закрыты четыре вакансии  в школах №№ 15 хут. Среднего Челбаса и № 9 поселка Октябрьского.

Беседовала   С. Касьян.