Высокая планка
Такое признание в профессиональной среде достигается упорным трудом. Галина Николаевна высокую планку взяла: сама имеет высшую квалификационную категорию, а ученики из года в год успешно сдают итоговую аттестацию.
Воспитала она и стобалльника по русскому языку. В 2016-м наивысший балл получил Игорь Кравченко. В 2017-м 55 процентов одиннадцатиклассников (это почти каждый второй) имели высокие баллы (от 81 до 100). Ежегодно её ученики значатся в числе призёров и победителей муниципального уровня олимпиады школьников. Анна Митрофанова в 2010-м стала призёром регионального этапа по литературе и вошла в число лауреатов премии губернатора края, а педагог была отмечена благодарственным письмом департамента образования и науки края.
И практически все эти успехи воспитанники достигают в рамках школьного расписания.
– Если ученик работает на уроке, выполняет на совесть домашние задания, посещает дополнительные занятия по подготовке к экзаменам, то помощь репетиторов может и не понадобится, – уверяет педагог родителей.
И это так (убедилась сама в этом пару лет назад). А уж если ребёнок начинает лениться, то будьте уверены, Галина Николаевна позвонит или при встрече расскажет, на что обратить внимание.
Иного не представляла
Родилась Г.Н. Метченко в Павловской, окончила школу № 3. Вопрос о том, кем быть, для неё не существовал.
Вместе с сестрой Татьяной постоянно играла «в школу», к ним часто присоединялись соседские девчонки и мальчишки. Так и повелось, что тетрадки, указка и книги стали ежедневным атрибутом для Гали.
Родители радовались. Они старались привить дочерям любовь к художественному слову – рано научили читать, собирали дома библиотеку (она с годами разрослась и до сих пор пополняется). А ещё щедро делились житейской мудростью, приобщали к семейным ценностям.
К педагогике отношения не имели. Отец Николай Николаевич Гудзь трудился слесарем-инструментальщиком на сахарном заводе. Станичники, знавшие его, ценили за золотые руки и готовность прийти на помощь. А руководство уважало за инициативность, особенно в рационализаторском деле. Мама Раиса Петровна была слесарем на ремзаводе. Её за профессиональные навыки и добрый нрав уважали коллеги. Когда появились внуки, то любимым занятием стало чтение малышам книг и разучивание наизусть стихотворений А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, В. Маяковского, а также пословиц, поговорок и присказок с кубанским «акцентом».
Супруги Гудзь отличались и творческой жилкой – будь то благоустройство дома, где многое сделали своими руками, или умение находить нестандартные решения в разных ситуациях.
Взвейтесь кострами!
Все эти качества – быть творческой, деятельной, ответственной, участливой – с лихвой передались младшей дочери. Галина по примеру сестры окончила педучилище. По распределению попала в среднюю малокомплектную хуторскую школу в Тарасовском районе Ростовской области.
Вакансии учителя начальных классов не было – взяли на ставку старшей вожатой. Галина успевала проводить пионерские, комсомольские, культурные мероприятия, организовывала походы. На месте не сидела, постоянно что-то придумывала. Некоторое время даже исполняла обязанности завуча по внеклассной работе, давала уроки по предметам гуманитарного профиля.
Школа зазвучала в районе. Деятельного педагога заметили, пригласили на работу в райком комсомола. Но молодой специалист, отработав положенное, вернулась на Кубань. Очень скучала по родным.
Более тридцати лет
В 1986-м приказ о зачислении в школу № 2 ст. Павловской подписал тогдашний директор В.Г. Григоренко. По иронии судьбы – снова вожатой. А может, и не по иронии? Что делать, как поднимать ребят на добрые дела и как сплотить детский коллектив – на тот момент Галина уже хорошо знала. Да и не боялась хлопот.
И вновь её заметили в райкоме комсомола. На этот раз девушка согласилась перевестись. С 1987-го по 1991-й в её трудовой книжке местом работы значится районный комитет ВЛКСМ и должность инструктора.
Думаете, Галина Николаевна сконцентрировалась на продвижении по комсомольской или партийной линии? Нет. Она окончила Армавирский пединстут. Любовь к литературе и русскому языку реализовалась в диплом учителя словесности. Для этого педантично и ответственно часами сидела за учебниками, искала материал в библиотеках.
Даже сейчас, когда за 30 лет педагогической практики, казалось бы, перечитано столько, что и открывать книгу не очень хочется, Г.Н. Метченко всё равно держит на примете томик-другой классика или современного автора.
С начала 90-х она неразлучна с родной СШ № 2. С её дружным и по-хорошему амбициозным коллективом. Недаром в 2020-м это образовательное учреждение в очередной раз было признано одним из лучших в России.
Всем хорошим во мне…
Да-да, как говаривал классик, Галина Николаевна тоже обязана книге. Именно в книгах она нашла ещё одно изречение, засевшее в душу. На этот раз о том, что «бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия происходят все преступления на Земле».
А ещё Г.Н. Метченко не любит бездеятельных. Не стоит на месте, старается расти в профессиональном плане. Обучая детей, учится и сама.
К печатному слову постоянно направляет ребят. Не только разбирая литературные произведения на уроках, но и помогая юным максималистам сопоставлять те или иные современные жизненные ситуации с примерами, которые уже описаны классиками. А заодно и анализировать причины и следствия поступков, затрагивать темы морали и нравственности, вечные проблемы отцов и детей, войны и мира, добра и зла, любви и ненависти и другие.
Радуется, когда учеников хвалят как активных пользователей библиотек. В такие минуты ей приятно осознавать, что в этом приобщении есть и её вклад.
Галина Николаевна благодарит Бога за детство в счастливой семье. За педагогов, учивших её в школе, училище, институте, и коллег, что встретились на жизненном пути. Это З.А. Шевчук, Т.П. Тараненко, Л.Л. Шамрай, В.Б. Дюжанова, Р.С. Линькова, А.Г. Штенкина, Н.И. Ермоленко, И.И. Подсекина, Н.Г. Тололина и многие другие.
Благодарит и за учеников, которые плодотворно работают на занятиях, имеют свою точку зрения. А ещё – за родителей, которые понимают, что школа плохому не научит, что только в тандеме с наставником можно добиться результатов (как в образовании, так и в воспитании ребёнка). Таких детей и взрослых немало на её педагогическом пути.
Галина Николаевна легка на подъём. Как классный руководитель часто отправляется с подопечными в экскурсионные поездки, театр, на природу. Это всегда в удовольствие. Потому и выпускные классы у неё получаются дружными – общаются и дети, и родители. Покинув школу, выпускники часто навещают любимую учительницу.
Дивная отдушина
Конечно, Галине Николаевне довелось пережить горести, невзгоды, утраты. У кого их не бывает. Сейчас она счастливая бабушка. Недавно в семье сына Кирилла случилось радостное событие – родился малыш Даниил.
Кроме семьи, книг, есть и ещё одна отдушина – павловчанка взращивает свой дивный сад. На восьми сотках приусадебного участка постепенно разрастаются хвойные растения, декоративные деревья и кустарники, цветы. Появляются композиции из камней и «живых» скульптур из вечнозелёного самшита. Их Галина Николаевна сама создает при помощи садовых инструментов, ножниц. Ландшафтный дизайн – ещё одна точка приложения сил.
В редкие минуты затишья, когда есть необходимость побыть одной, садится за руль автомобиля и отправляется в путешествие по улицам Павловской. Чаще всего – ночной.
А потом снова, как у поэта: уроки, школа, дом и сад…
Светлана Касьян.