– Олег Юрьевич, конечно, утрирую сейчас, но многие думают, что ваши подчинённые только штрафуют водителей. Давайте вначале напомним, каковы основные задачи ГИБДД?

– Аббревиатура ГИБДД расшифровывается как Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения в районе и есть  наша главная задача. Мы следим не только за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств, но и за состоянием уличной дорожной сети, контролируем эксплуатацию транспортных средств юридическими и физическими лицами.

– Читатели уже знают из ранее опубликованного в газете «Единство» интервью начальника отдела МВД по Павловскому району Максима Александровича Зайцева, что в прошлом году рост дорожно-транспортных происшествий на территории района составил почти 11 процентов – 10,9. Как вы прокомментируете эту ситуацию? В чём причины?

– Да, так точно. За 12 месяцев 2020 года было совершено 92 ДТП, что на 9 больше аналогичного периода позапрошлого года. Или плюс 10,9 процента. Есть погибшие в этих ДТП –  15 человек, в 2019-м  –  17.  Пострадавших в прошлом году было 119 человек, а ещё годом раньше – 108.

Хотя, казалось бы, всё должно быть по-другому. Из-за коронавируса, как помните, в крае объявляли карантин. Действовали ограничения в передвижении по району. Межмуниципальное сообщение на какой-то период вообще приостанавливали. Меньше транспорта находилось на дорогах… Возможно, люди за время вынужденного  пребывания дома потеряли навыки вождения, подзабыли, как правильно вести на дороге.

Где больше всего было аварий

– Насколько известно, в ОГИБДД ведётся статистика ДТП. На основании её можно сделать точный анализ. Например, на каких дорогах, в каких населённых пунктах было больше всего аварий. Наверное, на федеральных трассах?

 –  Нет. В прошлом году больше всего ДТП было в самой Павловской: 23 с 27-ю пострадавшими и одним погибшим.

На втором месте – автодорога Октябрьская-Павловская-Новопласту-новская. Она краевого значения. Считается объездной для платной. Проходит через весь район, пересекая Павловскую: по улицам Калинина, Рабочей, через «атаманское кольцо».

На этой дороге в 2020 году случилось 17 ДТП – с двумя погибшими и 19-ю пострадавшими. И всё это не потому, что дорога плохого качества, а из-за невнимательности водителей. Дорога является главной. При въезде на неё с второстепенных водители допускали ошибки.

Федеральная автодорога «Дон» по аварийности только на третьем месте: там произошло 13 ДТП (21 пострадавший и четыре погибших). ФАД «Кавказ» –  на четвёртом: 6 ДТП (13 пострадавших, трое погибших).

На других автодорогах и в других населённых пунктах района были единичные случаи дорожно-транспортных происшествий, от одного-двух  до пяти.

В целом, в сельских поселениях случилось 40 процентов всех аварий, зарегистрированных в районе в 2020 году: 37 ДТП (два погибших и 44 пострадавших). На краевых автодорогах  – 39 процентов: 36 ДТП (шесть погибших и 41 пострадавший). На федеральных –  чуть более 20 процентов: 19 ДТП (семь погибших и 34 пострадавших).

В прошлом году по сравнению с 2019-м аварийность на федеральных трассах снизилась, а вот на краевых дорогах, наоборот, возросла. В поселениях она осталась практически на таком же уровне.

В 2020 году свыше 33 процентов всех аварий, зарегистрированных в районе, совершили иногородние водители.

Нужна объездная дорога

  – Олег Юрьевич, хочется узнать ваше мнение насчёт того, что через центр Павловской проходит бесплатный дублёр платной федеральной дороги.

– В плане дорожной безопасности это нехорошо. Когда весь иногородний транспорт, включая большегрузный, идёт через станицу, причём, её самую оживлённую часть.

Если учесть стоимость проезда грузового транспорта по платным дорогам (проезд через один пункт пропуска для грузового транспорта обходится в 700 рублей), было ожидаемо, что водители станут экономить и искать бесплатные дороги.

Когда «платники» запускали, у нас был коллапс: пошёл рост ДТП со скрывшимися с места происшествия водителями.

Нужно, чтобы альтернативная бесплатная дорога проходила за станицей, в обход. Так, как, например, сделали в соседней станице Октябрьской Крыловского района. Там побеспокоились заранее, привлекли финансирование и построили объездную дорогу.

Объездная дорога нужна и для того, чтобы не ущемлять людей, живущих вблизи краевой дороги. Они жалуются на шум – транспорт движется круглосуточно.

Другой аспект проблемы: иногородний транспорт разбивает дороги в населённых пунктах района. Пример – дорога ст. Старолеушковская-Средний Челбас. После появления платных участков на федеральных трассах, когда машины поехали по ней в объезд, она пришла в ужасное состояние. Дорогу реконструировали, но транспорт разбивает её снова. И так будет до тех пор, пока не появится хорошая объездная дорога.

О грузовиках                            в Павловской

– Очень близка к этой теме другая – движение грузового транспорта по станице Павловской. В частности, по улице Октябрьской. Если коротко, то на въездах на Октябрьскую стоят запрещающие знаки для грузового транспорта, но, по сообщениям наших читателей, большегрузы продолжают там ездить. Эту тему газета уже поднимала. Люди, живущие на Октябрьской, просили навести порядок. Дело в том, что там дома стоят близко от дороги. Земля, а вместе с ней и строения трясутся, когда проезжает тяжёлый транспорт.

– Да, знаки соответствующие там есть. И за соблюдением правил следят сотрудники ДПС. Но что, например, делать владельцам грузовиков, живущих на этой улице? Им же нужно как-то проезжать к дому.

 – В чьей компетенции установка дорожных знаков в Павловской?

 – Администрации поселения. Эти вопросы мы также обговариваем на заседаниях комиссии по безопасности дорожного движения. Такая комиссия работает при администрации Павловского поселения. Есть она и при администрации района – соответственно там решаются вопросы районного уровня.

В Павловской администрация поселения приобретает знаки, устанавливает их, следит за их состоянием.

 – В Правилах дорожного движения есть что-то насчёт стоянки грузового транспорта около дворов?

 – Нет,  прямо на этот счёт ничего не сказано. Поэтому Правила распространяются общие. Например, если остановка в указанном месте вообще запрещена, то и грузовому транспорту стоять там нельзя. Кроме того, стоящая у дворов и на обочине техника не должна мешать движению.

 О состоянии дорог

– Олег Юрьевич, может быть, причина роста аварийности в прошлом году кроется в состоянии дорог? Как с этим в районе?

– Мы следим за улично-дорожной сетью. В прошлом году было обнаружено 483 недостатка. Должностным лицам выдали 81 предписание, касающееся устранения недостатков в содержании этой сети. Ещё два предписания –  юридическим лицам.

К  административной ответственности привлекали должностных  и физических лиц за различные правонарушения – за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, за повреждение дорог и мостов, за установку рекламных конструкций, не соответствующих техрегламенту,  и так далее.

Выдали 35 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. В основном – Павловскому ДРСУ, главам сельских поселений. Все наши требования практически всегда незамедлительно исполняются.

Но повлиять на выделение средств из бюджета мы не можем. Дорог много, денег на всё не хватает. Поселения при возможности изыскивают средства, выполняют наши требования, идут навстречу.

– Пешеходы – самая незащищённая категория участников дорожного движения. Как у нас с пешеходными переходами?

– Они обустроены, с ними относительно всё в порядке. Каждые полгода обновляют разметку на переходах и дорожную разметку. Главы поселений понимают важность этой работы.

Дорога мимо мясокомбината

– Есть ли в Павловской «кричащие» проблемы, касающиеся состояния дорог?

– К сожалению, да. Например, имеется объездная дорога, идущая от газзавода до мясокомбината и далее на улицу Хлебную. С 2016 года её не могут привести в порядок.

– Чья это дорога?

– Она поставлена на баланс администрации Павловского поселения, хотя какое-то время назад была исключена из содержания поселением. Это дорога, будь она в нормальном состоянии, была бы удобна прежде всего для предприятий, расположенных в том районе. Большегрузы приезжали бы по ней, загружались-разгружались и уезжали обратно. А пока весь  транспорт едет через Павловскую.

Проект реконструкции этой дороги в прошлом году прошёл государственную экспертизу. Для выполнения работ требуется около 120 миллионов рублей. Сейчас район и поселение будут выходить на министерство транспорта, чтобы попасть в программу софинансирования. Только так можно решить проблему.

Мост на дороге на хутор Первомайский

– В районе есть ещё подобные «болевые точки»?

– Есть. Проезжая часть железнодорожного моста, расположенного на дороге от Новолеушковской на хутор Первомайский. Асфальтное покрытие на мосту в неудовлетворительном состоянии, как и сам путепровод. Передвигаться там опасно. Поэтому уже много лет мы не согласуем маршрут перевозки школьников по этому мосту. Вопрос доставки детей в школу хутора Первомайского остро стоит.

Вместе с транспортной прокуратурой и администрацией района, администрацией Новолеушковского поселения уже предприняли весь комплекс мер для решения проблемы. Дело рассматривалось в суде. Иск был о понуждении РЖД отремонтировать железнодорожный мост. Если бы железнодорожники привели путепровод в надлежащее состояние, то министерство транспорта взяло бы его на свой баланс. И выделяло бы средства на поддержание путепровода в безаварийном состоянии.

Суд дал 9 месяцев, чтобы железнодорожное ведомство привело мост в надлежащее состояние. Отведённый срок истёк в декабре прошлого года. Решение суда не выполнено. Мы вынуждены вновь заняться этим вопросом и снова обратиться в суд.

О причинах аварий

– Олег Юрьевич, давайте вернёмся к анализу аварийности на дорогах района.  О невнимательности водителей при выезде с второстепенных дорог на главные вы уже сказали. А что ещё в числе самых распространённых причин ДТП?

– Несоблюдение очерёдности проезда – это самая распространённая ошибка. 22,8 процента всех аварий в районе произошли именно из-за этого. Для четверых человек дело закончилось летальным исходом, 25 – пострадали. Так что водителям есть над чем задуматься.

На втором месте – несоответствие скорости конкретным условиям (причина свыше 17 процентов ДТП). Оно привело к 16 авариям с четырьмя погибшими и 19 пострадавшими. 

Третье «разделили» выезд на полосу встречного движения и нарушение правил перестроения. Таких ДТП в минувшем году было по 12 каждого вида. Только выезд на встречную полосу оказался дороже в плане человеческих жизней (3 жертвы). 

Далее идёт такая причина, как неправильный выбор дистанции (10 ДТП), управление транспортным средством без прав, нарушение правил переезда пешеходного перехода (по 8), превышение установленной скорости (7) и так далее.

– Что ещё подводит водителей?

– Как показывает практика, излишняя самоуверенность. Относится ко всем, но больше – к молодым. Это нередко приводит к ДТП.

– Часто водители садятся нетрезвыми за руль?

– За прошлый год сотрудники ОГИБДД и отдельного взвода ДПС ГИБДД ОМВД России по Павловскому району составили 96 административных материалов в отношении лиц, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Это больше, чем в 2019-м, тогда таких материалов было 75.

Согласно Уголовному кодексу РФ, если подобное правонарушение за определённый период будет совершено повторно, то водителю грозит уже уголовная ответственность. И такие дела были. Они передаются в суд. За год зафиксировано 14 фактов.  То есть люди упорно не хотят понимать, что так делать не надо.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения в 2020 году послужило причиной восьми аварий, в них трое погибли и 9 человек пострадали.

– Сколько было ДТП с участием детей?

– 11, в них пострадали 12 человек и один погиб. В 2019 году зарегистрировано 13 таких ДТП с 13 пострадавшими и одним погибшим.

– Какое количество  ДТП случилось по вине пешеходов?

– Одно. При этом погибших, к счастью, в 2020-м не было. В 2019-м зарегистрировано три подобных ДТП с одним погибшим.

Штрафов – на 9,7 млн рублей

– Несколько слов об административных правонарушениях. Какие ещё нарушения допускали водители района в прошлом году?

– За этот период личным составом ОГИБДД возбуждено 11384 дела об административных правонарушениях. За 2019-й – 8801.

Чаще всего нарушали Правила дорожного движения водители без мотошлема – 508 раз; проезжая пешеходные переходы – 307. Выезжали на полосу встречного движения – 254, неправильно выбирали дистанцию – 218, не соблюдали очерёдность проезда – 163, не имели прав на управление транспортным средством – 81 и так далее.

Всего вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 9 761 300 рублей.

Для снижения числа ДТП

– Олег Юрьевич, как видно, до идеальной ситуация на наших дорогах далека. И сотрудникам вашего отдела предстоит большая работа.  Что планируете для снижения числа ДТП?

– Особое внимание для стабилизации дорожно-транспортной обстановки уделим дорогам краевого значения, отмеченных высоким уровнем аварийности.

Продолжим проводить профилактические мероприятия. Мы отслеживаем ситуацию и в соответствии с наличием проблем организуем те или иные мероприятия. Так, в связи с ростом аварийности с участием водителей в состоянии опьянения планируем операцию «Бахус». Будут профилактические мероприятия «Грузовик», «Автобус» и так далее.

Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма наши сотрудники примут участие в проведении занятий с несовершеннолетними. Подготовят лекции, беседы, конкурсы.

Для профилактики ДТП с участием школьных автобусов продолжим проверять соблюдение требований при организации этих перевозок.

Ирина Чехутская.