Но был в его трудовой биографии особый период, связанный с космической тематикой. Около шести лет он в составе экспедиционной команды ходил по Атлантике на научно-исследовательском судне Академии наук СССР «Космонавт Владимир Комаров». Фотография красавца-корабля с громадными шарообразными антеннами бережно сохранена хозяином дома, помещена в рамочку и нашла почётное место на стене.
Диплом об окончании Ростовского радиоинженерного техникума и повестку в военкомат Николай получил одновременно. Буквально на следующий день попал в армейскую «учебку» в Симферополе. Освоил смежную профессию техника-радиста. Боевые вахты нёс на флотских подразделениях в Казахской ССР на озере Балхаш. Занимался обслуживанием и эксплуатацией антенн.
Специальность оказалась востребованной и на гражданке. После конкурсного отбора его пригласили на работу на корабль Академии наук. С него обеспечивалось оперативное управление космическими аппаратами. Учёные проводили измерения скорости объектов, вели приём телеметрической и научной информации со спутников. А также передавали информацию из центра управления полётов для космонавтов, когда орбитальные станции пролетали над западным полушарием Земли.
Николай Александрович помнит, как в 1970-м с трёхлетием корабля их с орбиты поздравили летавшие тогда на «Салюте-9» космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов. А в один из заходов в порт Одессы на борт «Космонавта Владимира Комарова» поднимался и общался с командой, учёными и техниками ещё один космонавт Герман Титов.
Здесь же, на корабле, Н.А. Лось встретил и будущую супругу – она была коком на камбузе. Нина Александровна после первого рейса решила связать судьбу с сухопутной жизнью. А Николай Александрович ещё около пяти лет бороздил Атлантику. Он до сих пор по-доброму и в подробностях вспоминает те годы.
Супруги Лось воспитали двух дочерей и сына. Дождались троих внуков – есть кому рассказывать о далёких морях и космонавтике.

Материалы подготовила Светлана Касьян.