Уверена, помнят её. Мария Петровна долгие годы работала в поликлинике врачом-дерматологом. Всегда отличалась профессионализмом, скромностью, порядочностью, энтузиазмом.
Мы же познакомились в 90-е, когда в «Единстве» стали появляться статьи о расказаченной семье Гудзь, потомком которой являлась Мария Петровна. Я работала в СШ № 2. И возникла идея – помочь способной ученице Кате Котляровой написать научно-исследовательскую работу о казачьей династии.
Мы не раз бывали с девушкой в скромном, побеленном известью домике в гостях у Марии Петровны и её супруга-фронтовика. Хозяйка делилась информацией, показывала архив: фотографии, газеты, документы, удостоверения, дневник отца, грамоты. Сколько интересного рассказала нам Мария Петровна! Так появился Катин первый научный труд – «Судьба казачьей семьи Гудзь в российской истории и истории Кубани. XX век». С этой работой девушка участвовала в районном и краевом конкурсах исследовательских работ.
А мы с тех пор подружились с Марией Петровной. Она по праву пополнила и число друзей музея школы № 2. Приходила в гости, дарила экспонаты, выступала на классных часах.
Каждое лето Мария Петровна и потомки жителей бывшего хутора Девятисотого встречались на месте, где стоял населённый пункт, основанный дедушкой Марии Петровны Пётром Михайловичем Гудзём.
Несмотря на пережитое, М.П. Павлова не таила зла, любила людей. Проявляла отзывчивость и доброту. Мой класс когда-то шефствовал над супругом милого доктора – Фёдором Степановичем. Когда с ребятами приходили навестить ветерана, супруги почти ничего не давали нам делать, а наоборот старались угостить.
Мария Петровна Павлова тонко чувствовала поэзию, знала самодеятельных авторов района. А еще была глубоко верующей, входила в число прихожан Свято-Успенского храма.
…Жизнь есть жизнь. Один за другим недавно ушли её дорогие сын Михаил, супруг. Вслед за ними тихо и незаметно попрощалась с миром хранительница очага. Небольшого росточка, подтянутая, энергичная, с лучистыми голубыми глазами – такой запомнилась она навсегда.
Е. Филобок.