Елена Петровна – ученица известной многим павловчанки Б.В. Алексеенко-Хан. Бэла Владимировна ещё в 1990-х вела для выпускников художественной школы небольшой курс декоративно-прикладного искусства. Потом более двух десятков лет к этому никто не возвращался. В прошлом году, в мае, удалось, наконец, открыть в школе самостоятельное отделение ДПИ.

– К сожалению, трудностей на этом пути немало, – констатирует собеседница. – Ведь речь идёт о совершенно новом для школы направлении.

– Что вы считаете наиболее проблематичным?

– Найти преподавателей, которые будут учить ребят тому, чем хорошо владели их прабабушки и прадедушки, но что в стремительном потоке современной жизни всё больше и утрачивается. Пока учителей вместе со мной трое. Нужен ещё один. Обязательное требование – педагогическое образование. Стоит напомнить, что в первой половине прошлого века и в его начале у наших предков, занимавшихся декоративно-прикладным промыслом, никакого образования и близко не было. И это не мешало им создавать великолепные образцы народного творчества. Другая трудность – заинтересованность со стороны родителей, которые относятся к ДПИ как к какому-то анахронизму. Их скептицизм очень огорчает.

– Расскажите подробнее – чему вы обучаете детей сегодня.

– Вышивке, плетению, резьбе по дереву. Лично  я преподаю основы рисунка, живописи, дизайна и декоративной композиции. Совсем не помешали бы учащимся и навыки в скульптуре – этого пока нет – в форме мелкой пластики. Наиболее распространённые материалы – пластилин и глина.

– Из людей, которые в Павловской великолепно владели техникой плетения, можно вспомнить К.И. Гранчарова – его уже нет среди нас. В резьбе по дереву отлично проявил себя А.Г. Олейник, в лоскутной кукле – И.В. Агаева. Вот, пожалуй, и всё…

– Я убеждена, что мастера такие ещё есть. Просто их надо искать. Взять хотя бы Полину Александровну Золотоверхую. Она очень хорошо вышивает, но у неё нет педагогического образования. Тем не менее, организовать с её помощью какой-нибудь мастер-класс, думаю, возможно.

– Насколько продолжительны ваши курсы?

– Они длятся от года до четырёх лет. Начало набора ребят – в возрасте от 5,5 до 12 лет. Всё зависит от выбранной программы.

– Сколько учащихся вам удалось привлечь?

– Пока только двадцать, хотя оптимальное количество – шестьдесят. Дело в том, что зарплата у преподавателей очень маленькая, она напрямую зависит от числа обучаемых. Кроме того, чем больше ребят, тем легче выявлять таланты.

– А родители детей должны платить за обучение?

– Нет. Последние годы художественная школа совершенно бесплатна.

– Что у вас есть из оборудования?

– Не так много: современный ткацкий станок и электрическая муфельная печь для обжига глины. Но она не действует и требует ремонта.

– Какие работы на счету ваших учеников?

– Деревянные шкатулки, лоскутные куклы из талаша, листьев кукурузных початков, папье-маше, декоративные натюрморты и т.д. Наработки у нас пока очень скромные.

– Тем не менее крайне важно, чтобы люди могли всё это видеть своими глазами.

– В школе уже прошли три выставки декоративно-прикладного искусства – в фойе и на втором этаже.

– Успехов вам, Елена Петровна, на пути возрождения творческих традиций предков!Александр Петров. Фото автора.