И вот в один из вечеров мы с Женей пришли к ней в гости. Хозяйка радушно встретила у калитки. Мы обратили внимание на свежевыбеленный дом. Он сиял.
– Мой внук Ваня побелил недавно, – поделилась хозяйка. Да и двор ухоженный. Много зелени: виноград, розы. Нина Никифоровна пригласила в такой же чистенький дом, усадила пить чай, угощала сладостями, клубничным тортом, который испекла. За столом неспешно потекла беседа.
Родиться ей довелось в предвоенном мае 1941 года на хуторе Пушкина (тогда Новолеушковский район). Отец Никифор Владимирович и мама Василиса Кирилловна Фисун были сельскими тружениками. Кроме Нины, росли ещё четверо детей. Когда девочке исполнилось полтора месяца, грянула Великая Отечественная. Отец ушёл на фронт и не вернулся. Пропал без вести. Со слезами на глазах Нина Никифоровна говорит, как долго они его искали, но – увы.
После войны, в голодном 1947 году, семья перебралась на Украину к родственникам – в Харьковскую область. Стали жить на хуторе Бугаивка и работать в местном колхозе. И юная Нина трудилась дояркой. На каждую тогда приходилось 26 коров. И всех бурёнок надо было доить вручную три раза в день.
– От такой работы пальцы опухали, потом привыкли, – смахнула слезу рассказчица. – Приходилось вдвоем поднимать сорокалитровые баллоны с молоком, но работы не боялись. Мы сами заготавливали траву и соревновались, кто лучше накормит корову. От этого зависели надои.
– Много получали за трудодни?
– В конце года нам давали каждому по узелку с зерном, на себе приносили их домой.
Вдобавок подростки посещали школу, которая находилась за десять километров. Там Нина окончила семь классов.
Когда девушке исполнилось семнадцать лет, на ферме познакомилась с красивым чубатым водителем молоковоза Иваном Гужвой. Влюбились, поженились.
Вскоре молодые переехали на Кубань. Поселились на хуторе Пушкина. Большую помощь во всём оказывали двоюродные братья – Фёдор и Николай. Устроились супруги работать на железную дорогу на разъезде Очеретоватом. Муж стал помощником машиниста маневровых локомотивов, также довелось Ивану Ивановичу работать дежурным на этой станции, а Нина Никифоровна освоила профессию путейца. Укладывала шпалы, рельсы, ремонтировала их. Сейчас на такую работу женщин не принимают. Трудилась добросовестно тридцать лет. Собеседница показала награды: четыре знака «Победитель социалистического соревнования», юбилейная медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медаль «Ветеран труда». А еще у неё очень много почётных грамот и благодарностей.
Когда жили и работали на Очеретоватом, у супругов Гужва родились дочери Лариса и Лена. В 1970 году семья построила дом в Павловской. И девочки пошли учиться в десятую школу. От их дома в переулке Лермонтова – рукой подать.
И тут жизнь приготовила новое испытание: Нина Никифоровна тяжело заболела. Местные врачи поставили неутешительный диагноз. Но землячка не собиралась сдаваться. Она поехала в Москву на обследование. Её встретил хороший врач, профессор. Назначил правильное лечение, которое в течение двух лет она проводила дома. И помогло.
– Меня перевели на лёгкий труд. Была стрелочником, потом дежурной на переезде (там, где сейчас памятник «Танк»). А когда в 1986 году его закрыли, меня уволили по сокращению штатов.
Но она не сидела без дела. Помогала родственникам, соседям. Двадцать лет назад умер Иван Иванович. Но моя собеседница не замкнулась в себе. В её доме не бывает пусто. Заглядывают сюда дочери, внуки, правнуки. Приезжают племянники. И всегда их тепло встречает хлопотунья. Кстати, павловчанка многое умеет: и автомобиль водить, и рукодельничает. Недавно Нина Никифоровна отметила 80 лет! Выглядит она намного моложе. И удивляет силой духа, бескорыстием и трудолюбием.

Е. Филобок. Фото Максима Касьяна.