– В начале нашего разговора хочу сразу поблагодарить своих избирателей за оказанное мне доверие. Спасибо всем, кто пришел на избирательные участки и особенно тем, кто отдал свой голос в мою поддержку!

  • Дмитрий Николаевич, какие, по-вашему, меры господдержки сельхозтоваропроизводителя необходимо добавить к существующим?

– Работать в аграрном секторе стало гораздо сложнее – рынок насыщен услугами и товарами, сохраняется высокая конкуренция. С другой стороны, при тех мерах государственной поддержки в сельском хозяйстве, которые видим сегодня, начать свое дело и стать успешным гораздо проще. Имею в виду национальные проекты, федеральные и региональные программы поддержки аграриев, сниженные кредитные ставки, налоговые каникулы и многое другое.

Для кубанских аграриев льготные кредиты – это один из самых эффективных и востребованных механизмов поддержки.

Четыре года назад в России полностью изменилась схема финансовой помощи предприятиям АПК. Раньше сельхозпроизводители получали кредиты в банках под коммерческие проценты, а затем подавали заявку на субсидирование процентной ставки и ждали возмещения из бюджета. Теперь агробизнес получает деньги под 5 % годовых прямо в банке. Главное условие – отвечать критериям добросовестного налогоплательщика, не иметь просрочек и не быть банкротом. В Краснодарском крае такие кредиты выдают как крупным, так и малым сельхозпредприятиям. Средства можно направить на развитие растениеводства, животноводства, переработку сельхозпродукции.

Фермеры часто рассказывают мне, что кредиты позволяют им обеспечивать предприятия необходимыми ресурсами в преддверии сезонных полевых работ, проводить модернизацию. Система льготного кредитования остается востребованной, а значит, мерами поддержки может воспользоваться любой, главное, правильно оформить заявку.

В средствах массовой информации нужно чаще рассказывать об успешном опыте сельхозтоваропроизводителей, получающих государственную поддержку, и о том, как она помогла развивать новые направления, расширяться и создавать дополнительные рабочие места. На таких примерах другие предприниматели поверят в государственную помощь и смогут подобрать программы для развития бизнеса.

Помимо существующих мер господдержки считаю важным участие государства в таких важных аспектах земледелия, как очистка рек и непосредственно связанное с этим увеличение орошаемых посевных площадей. Ведь реки в федеральной собственности, это государственный природный ресурс, без которого невозможно эффективное развитие гидромелиорации в сельском хозяйстве. Без государственных субсидий фермеры не смогут самостоятельно решить эти вопросы, ведь и очистка рек, и строительство систем орошения требуют колоссальных капитальных вложений.

Также очень важна мотивация государством предприятий по переработке зерна, мяса, молока, шерсти, кожи и другого сельхозсырья – как уже существующих, так и создание новых. Это снизит себестоимость продукции, позволит создать новые рабочие места на селе. А сельхозтоваропроизводители смогут производить качественную продукцию, востребованную населением.

  • Летняя стихия этого года в очередной раз заставила говорить об обязательном агростраховании, как вы к этому относитесь?

– Каждый раз, когда случается неурожай из-за неблагоприятных погодных условий, федеральные и региональные власти говорят о необходимости страхования сельхозкультур.

В европейских странах с развитым сельским хозяйством страхуется порядка 60% посевных площадей. У нас – 17-20 %. При этом, есть регионы, где страхуется всего одно-два хозяйства в год. Говорить о том, что у нас достаточно развито агрострахование, нельзя.

Почему так происходит? Во-первых, это дорогой вид страхования. Правда, в советские годы, когда было обязательное страхование, тарифы были ещё выше. Но те, которые сегодня действуют, тоже достаточно высокие –7-10%. Если хозяйство посеяло несколько тысяч гектаров, то ответственность, которую берёт на себя страховщик, – несколько десятков миллионов рублей. При этом хозяйство должно заплатить страховщику 5-7 млн руб. Это для него заметные расходы.

К тому же страхуют урожай весной и осенью, когда в хозяйствах идёт посевная кампания. В это время им нужны деньги на горючее, на зарплату, на удобрения и так далее – это большие затраты для аграриев. Они начинают думать – горючее в это время купить или страховать, и, как правило, выбирают горючее. Конечно, есть возможность взять кредит в банке. Но опять же очень сложно оформлять такой кредит – хозяйству некогда этим просто заниматься. При этом они многие уже закредитованы.

Да, часть этих расходов субсидируется государством. Но и тут не все так просто. В агростраховании основной удельный вес приходится на страхование урожая сельскохозяйственных культур. Это единственный вид страхования у нас в стране, как и в других развитых странах мира, который поддерживается государством. В разных странах разный порядок. У нас это субсидирование не менее 50% страховой премии, уплаченной хозяйством на страхование урожая. Часть идёт из федерального бюджета, часть – за счёт региональных бюджетов. Но реально бюджет недодает того объёма субсидий, которые были прописаны в законе. Исходят из фактического исполнения федерального бюджета.

В прошлые годы в некоторых регионах компенсировали лишь 38% от страховых премий вместо 50%. Мало того: компенсации задерживают очень часто, а сельхозпроизводителям постоянно нужны деньги – то на уборку, то на сев, то на другие мероприятия. То есть, у нас мало страхуются, потому что это дорогой вид страхования – это раз. Кроме того, у нас недостаточно денег выделяется в бюджете для того, чтобы поддержать это страхование. И, в-третьих, у наших аграриев сложное финансовое состояние и низкий страховой менталитет.

  • Сельское хозяйство динамично развивается, но пока проблем хватает. Какие законы в этой сфере, по-вашему мнению, необходимо принимать, а какие из действующих требуют изменений?

– Считаю необходимым разработать свод законов или Кодекс для бизнеса, где в одном документе детально пропишут и правила его ведения, и меры государственной поддержки с подробной инструкцией её получения; вопросы ответственности и принципы контроля. Важно, чтобы такой документ разрабатывали люди бизнеса – практические, успешные предприниматели, и, если меня сочтут достойным, хотел бы войти в эту рабочую группу.

  • Насколько необходима федеральная поддержка аграрной науке? Что тут надо менять?

– Вы задали вопрос государственной важности и, чтобы продемонстрировать это, приведу вам пример: сахар – это один из стратегических сырьевых продуктов. А доля семян сахарной свёклы отечественного, российского, производства из общего объёма семян, высеваемых ежегодно в Краснодарском крае, составляет лишь 15-20%. Остальное импортные семена. Примерно так обстоит дело и с другими сельхозкультурами в российском семеноводстве. А в животноводстве ситуация ещё хуже – мы не удовлетворяем потребности животноводства и птицеводства за счёт достижений российской племенной селекции и генетики. Отсюда и низкие урожаи, слабые надои и привесы.

В наше время успешное развитие любой отрасли экономики связано с широким применением научных разработок, инноваций. Что нужно для этого делать? В первую очередь заняться созданием инновационной системы, то есть организацией сервисной инфраструктуры, которая помогала бы продвижению науки на всех этапах.

Основу системы должны составить центры коммерции и передачи агротехнологий в сельскохозяйственное производство. Обязанность таких центров: изучение рынка, поиск потребностей сельхозпроизводства в научных разработках и передача их в научные учреждения.

На средства, выделяемые государством, необходимо обучать правильному применению новых технологий уже состоявшихся фермеров. Надо создать в регионах систему сельских информационно-консультационных пунктов.