Всё индивидуально
– Василий Васильевич, какие нововведения принёс 2021-й?
– Если говорить о новшествах, то в этом году мы впервые перешли к непривычной для нас форме обучения на уровне среднего общего образования – индивидуальным учебным планам. Теперь ребята из 10-х и 11-х классов сами формируют свой учебный день, выбирают предметы, которые нужны для поступления в вуз, колледж или для них самих. В какой-то степени для нас это потрясение. Дело в том, что сформировались небольшие группы. На первый урок приходит три человека, на восьмом остаются двое. И обучающимся, и родителям, и педагогам в этих условиях сложно организовывать свою деятельность.
Учебный процесс с 1 сентября организован в два потока. Первый начинает занятия в восемь пятнадцать, а второй – в девять пятнадцать.
Впервые мы столкнулись со спецификой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Шестеро ребят из 2-5-х классов занимаются по соответствующим адаптированным программам в классах и на дому. У нас не было такого опыта. Сегодня мы его обретаем.

Учиться – труд, а учить…
– Насколько комфортно педагогам в сложившихся условиях?
– Об этом я уже сказал. Из-за массы учебных планов резко возросла нагрузка на педагогов. Многие находятся в школе до 16.00. Я сам заканчиваю занятия в своей группе в половине четвёртого.
Опять же дети с ОВЗ. У них свои программы, которые совсем не сопоставимы с основными уроками. То есть во время занятия учителю нужно выделить время на ребёнка. И сделать это нужно так, чтобы был действительно учебный процесс, а не «просиживание штанов». Но нам удаётся справляться с этой задачей.
– Как с вакансиями?
– В школе их нет. Вакансии удалось закрыть, несмотря на то, что в начале учебного года образовательную организацию покинули четверо специалистов сразу. Это Зоя Егоровна Цкиманаури, Людмила Аркадьевна Буракова, Вера Андреевна Клинтух, Елена Станиславовна Яровая. Ещё один педагог вернулся в родную школу – производственная ситуация потребовала её присутствия именно там.
Мы с теплом вспоминаем коллег. Где-то их не хватает. Мы осознаем – их вклад в развитие нашей школы неоценим.
Коллектив сегодня стабильный, в этом его плюс. Практически все, кто работает, – выпускники альма-матер. Они преподают здесь 20, 30 и более лет. Стоящие перед нами задачи решает 41 педагог. 39 – штатные работники и двое внешних совместителей, с которыми мы поддерживаем отношения не первый год.
– Педагоги успевают участвовать в олимпиадах?
– Пока только в «Школе современного учителя». При той загруженности, которая есть, очень сложно даже вечером выкроить время, чтобы сесть и заняться её отработкой. Такого загруженного года не было никогда.

Как живётся в пандемию
– Как сейчас проходят внеурочные мероприятия в школе?
– Большая часть в цифровом формате. Олимпиады, конкурсы, даже собрания. К примеру, 18 ноября на базе школы была организована психологическая онлайн-консультация для родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Муниципальное родительское собрание тоже провели с помощью интернета.
Признаться честно, это неудобно. Особенно, когда подобные мероприятия регионального или федерального уровня. Они не совмещаются с нашим расписанием. Часто приходится выбирать между ними и учебным процессом.
Для ребят раньше было много коллективных дел. Теперь классы не должны пересекаться. В связи с этим совет старшеклассников пока тоже ничего не организовал.
У нас продолжают действовать клубы «Юный турист» и «Юный инспектор движения», школьный спортивный клуб «Челбас». В остальном – всё, что сейчас происходит, связано с нашими волонтёрами. В школе действуют два добровольческих отряда – «Прометей», который специализируется на помощи пожилым, и «Эко». Они принимали участие в краевых слётах экологов, опыта набирались, с людьми знакомились.
Сейчас мы много теряем в плане форм и эффективности воспитательной работы из-за сложной эпидобстановки.
– Что со спортом в СШ № 11?
– В школе действуют секции спортклуба «Челбас», а также секции ДЮСШ и СШ «Виктория». Дети занимаются футболом, волейболом, основами физической подготовки, самбо, настольным теннисом, бадминтоном. В прошлом году организовывали группу тхэквондо. Главное, чтобы ребята туда ходили и ничто не мешало их посещению.
Несмотря ни на что, мы стремимся к максимальной наполняемости секций. Спортивный зал открыт до девяти часов вечера. Чтобы вместились все, он работает и в субботу. Теперь в школе есть зал самбо, он тоже снижает нагрузку на основной.
– Каковы ближайшие планы?
– Во втором полугодии планируем участие в проверке функциональной грамотности педагогов и учащихся. Это мероприятие по линии Министерства просвещения РФ – проверка школьников и педагогов на широкий круг компетенций. Они включают математическую, естественно-научную, финансовую, глобальную, читательскую грамотность, креативное мышление – кругозор в целом. Для того, чтобы принять участие в процедуре, надо готовиться. Как это будет проходить, мы не знаем. Но ориентируем учителей-предметников на отработку определённых навыков и заданий, чтобы обеспечить готовность детей. Ведём подготовку к ЕГЭ и ГИА.

Есть куда расти
– Как повлияло на учебный процесс открытие центра «Точка роста»?
– Подразделение «Точка роста» работает второй год. Через него мы расширяем реализацию программ дополнительного образования. Стараемся привлечь к работе не только специалистов, ориентированных на предметы ОБЖ и технологию с информатикой, но и вообще учителей-предметников. У «Точки роста» свой штат и своё расписание. Руководит ею Татьяна Григорьевна Бондарчук. В центре действует 21 кружок. Там же старшеклассники готовятся к ЕГЭ, идёт обычный учебный процесс. Эту площадку мы тоже стараемся загружать по максимуму.
Кстати, рядом находится мастерская для создания проектов. Там есть станки и всё необходимое оборудование. Учащиеся работают с деревом и металлом, овладевают технологиями, учатся обращаться с инструментом. Им нравится.

Каждой иголкой радует нас
– С учётом всех сложностей как в школе планируют проводить старый год?
– И встречать новый? Поскольку массовые мероприятия в образовательных организациях запрещены до 2024 года, то скорее всего мы подготовим поздравления для родителей и детей через классные группы. Нарядим ёлку в рекреационной зоне (зоне отдыха), украсим здание, наведём праздничный антураж. В общем – создадим настроение. Продумаем и предложим формы занятости для учеников на это время.

Ксения Шкорина.
Фото Максима Касьяна.