Впечатления от работы в Госдуме
– Дмитрий Николаевич, давайте напомним нашим читателям, что вы стали депутатом Госдумы осенью прошлого года. На выборах баллотировались по одномандатному Каневскому избирательному округу № 53. В него среди десяти других районов северо-западной зоны края входит и Павловский. Каковы ваши впечатления от работы в Думе? Какими оказались первые месяцы на новом месте?
– Осенняя сессия запомнилась тем, что были приняты важные для страны законы, в том числе и для моего избирательного округа. Но прежде расскажу о структуре Государственной Думы. Там изменилось количество комитетов, их стало на пять больше. Несмотря на то, что партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которую я и представляю, имеет большинство в Думе, половиной комитетов руководят представители других фракций. Наша партия «поделилась» этой возможностью.
Около 200 депутатов являются вновь избранными, новичками, как и я. Впервые от Краснодарского края в Думу избрано 20 депутатов – это больше, чем ранее. И 16 из 20-ти – представители «ЕДИНОЙ РОССИИ».
Как и хотел, вошёл в состав комитета по аграрным вопросам. Руководит им не первый созыв В.И. Кашин. Мы чётко понимаем нужды, чаяния людей, живущих в сельской местности, отстаиваем их интересы. Кстати, заместителем председателя нашего агропромышленного комитета является В.Н. Плотников – он же председатель общероссийской АККОР (ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств), – так что хорошо понимает, чем живут фермеры.
– Какие законы приняты с вашим участием? За исключением тех, что касаются сельского хозяйства. Об этом мы поговорим ниже и чуть более подробно, если не возражаете.
– Хорошо. Первым назову закон о федеральном бюджете. Размер бюджета России на 2022 год – около 27 триллионов рублей. И впервые из фонда национального благосостояния будут выделены средства на инфраструктурные проекты в стране – 2,5 триллиона рублей. Как вы знаете, в этот фонд идут деньги от продажи нефти, вернее – разница между фиксированной и фактической ценой на нефть, если та выше. Инфраструктура – это дороги, канализационные сети и очистные сооружения, водопроводы и так далее. И более 60 миллиардов рублей из них предназначено для Азово-Черноморского побережья.
Депутаты защитили от зачисления в счёт погашения имеющихся задолженностей единовременных социальных выплат. Теперь эти деньги не могут списывать судебные приставы. Социальные выплаты пойдут только на жизнь людей.
Был отменён обязательный технический осмотр, закон позволил освободить от него 50 миллионов транспортных средств по всей стране. Была введена уголовная ответственность для автомобилистов-лихачей, нарушающих правила дорожного движения.
– А какие важные, по вашему мнению, Дмитрий Николаевич, законопроекты сейчас в работе?
– В первом чтении депутаты приняли закон, исключающий ситуации, когда лица, достигшие 18-ти лет, лишаются пенсии по случаю потери кормильца с момента окончания школы до поступления в образовательное учреждение.
Также в первом чтении принят закон о местном самоуправлении. Говорить о нём как о свершившемся факте ещё нельзя, поэтому я коротко передам суть будущих нововведений. Предполагаются муниципальные округа, районы останутся, поселенческих администраций не будет, депутатов поселений тоже. Будет введён институт старост в поселениях. То, что не станет депутатов в сельских поселениях, считаю правильным. Ведь не секрет, что иногда их приходится уговаривать представлять интересы земляков, бывает, эти желающие находятся с трудом. Принятие закона позволит сократить расходы.
– И когда он будет введён?
– Предполагается поэтапный переход до 2028-го. Какие-то статьи закона начнут работать уже со следующего года, какие-то – позже. К этой теме, думаю, стоит вернуться позже.

В помощь аграриям
– Дмитрий Николаевич, вы представляете сельскохозяйственный регион, куда относится и Павловский район. Среди наших читателей много людей, связанных с этой отраслью. Поэтому интерес понятен. На какие вызовы и как реагировала Дума, чтобы поддержать сельхозпроизводителей?
– Введён новый формат в работе Государственной Думы, который позволяет создавать рабочие группы по проблемным вопросам. Таким, например, как обеспечение жильём детей-сирот, снижение цен на металл, минеральные удобрения, пиломатериалы. Итогом деятельности некоторых рабочих групп явились таможенные пошлины на металл и удобрения, что помогло снизить и стабилизировать цены на данную продукцию внутри страны. Что касается минеральных удобрений, то сейчас их вывоз совсем запрещён. Почему? Был огромный рост цен, потому что производители металла и удобрений решили, что им выгодно продавать свой товар за границей, где цена в разы выше. И товар поехал массово за рубеж. Внутри страны образовался дефицит, что неизбежно отразилось на цене. Думе пришлось вмешаться.
– А в чём ещё помогли сельхозпроизводителям?
– Приняли закон, дающий право фермерам устанавливать нестационарные объекты торговли прямо на своих земельных участках. Такого раньше не было. Продукцию производили, но чтобы реализовать её, требовалось ехать куда-то. Теперь всё проще.
Мы проголосовали за новую программу, она позволит вводить в севооборот новые земли и развивать мелиоративный комплекс до 2030 года. Планируется ввести 13 миллионов гектаров. Это повысит экспортный потенциал всей России.
Приняли закон о семеноводстве. Он призван укрепить положение семеноводческих предприятий.
– Когда вы шли в Думу, Дмитрий Николаевич, в предвыборных материалах выражали свою точку зрения насчёт существующего механизма сельхозстрахования. Говорили, что он не совсем отражает интересы аграриев, объясняли, почему. Что-то изменилось?
– Сейчас в этот закон вносятся изменения. Думаю, сам закон станет более предметным, а механизм страхования более проработанным. Пока аграрии не хотят страховаться. И я, будучи руководителем сельхозпредприятия, не горел таким желанием. Потому что знал, что деньги мне всё равно не заплатят. Надеюсь, новый закон будет на стороне сельхозпроизводителей.
– Есть ещё что-то, что дорабатывают депутаты Госдумы?
– Внесён законопроект, который называется «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных». Считаю, что мы даже опаздываем с его принятием. Объясню, почему. В настоящее время продукты жизнедеятельности сельхозживотных являются отходами четвёртого класса. Соответственно, чтобы их складировать, транспортировать, нужна лицензия. Чтобы получить лицензию, требуется выполнить совершенно нереальные вещи, с огромными затратами. Не устаю приводить пример: в Щербиновском районе за обращение с этими отходами выписан штраф в 21 миллион рублей.
Сейчас получается, что есть навоз, а вывезти на поля не можем. В законе, который мы внесли, классность таких отходов вообще не указывается. Какие будут изменения в законе, жизнь покажет, но мы будем биться за то, чтобы успокоить ситуацию. Хотя бы пятый класс опасности сделать навозу, тогда никакие лицензии не предполагаются, только правильное хранение.
Кстати, на встречах с избирателями я говорил, что предприниматели, ООО платят непосильные штрафы после прихода проверяющих – по 300 тысяч рублей. В весеннюю сессию в административный кодекс будут внесены изменения – надеюсь, мы проголосуем, – которые сделают так, что первая проверка будет заканчиваться предупреждением.

От баланса интересов до развития села
– Одно из последних расширенных заседаний аграрного комитета Госдумы было посвящено таможенному регулированию цен на сельхозпродукцию, в частности, на пшеницу. Ваше мнение на этот счёт?
– Думаю, нужно сначала коротко пояснить суть вопроса. Будем говорить о пшенице, хотя это касается не только её. При продаже за границу есть установленная базовая цена на зерно – 200 долларов за тонну. С той суммы, что выше, государству идёт 70 процентов. Может, год назад, когда устанавливалась цена в 200 долларов, она и была справедливой, но сейчас ситуация другая. Фермеры и другие сельхозтоваропроизводители, думаю, меня поймут. Себестоимость выросла. Цена на мировом рынке сейчас 330 долларов за тонну. Аграрии теряют доходы.
Мы понимаем, что, если начнём продавать за рубеж пшеницу по 270 долларов, то цены на продукты питания вырастут внутри страны. Тут нужно найти баланс между доходностью сельхозпроизводителей и ценами на полке.
– И какая цена устроит – вас, ваш комитет, сельхозпроизводителей?
– 260-270 долларов за тонну. К чему придёт правительство вместе с аграрным комитетом Государственной Думы, станет скоро известно. Но оставлять всё, как есть сейчас, нельзя. Мы должны выработать иной механизм для сдерживания цен на полке.
– Дмитрий Николаевич, можно об этом подробнее. Ведь цены на продукты – это то, что волнует всех.
– Да, это касается всех. Буквально вчера я услышал новость, что обсуждается введение 5-процентной наценки на 60 наименований продуктов. Подробностей я не знаю… Но уверен, что нужно находить государственные механизмы. Как вариант, прямые дотации для людей с низким доходом.
Можно сказать: нужно повышать доходы граждан, и тогда они не будут остро реагировать на рост цен. Верно, это в идеале, но в жизни не так всё просто. Какой баланс, какой механизм нужен, думаю, решат мои коллеги в соответствующих комитетах. Да, вопрос очень трудный, но решать его нужно, и решать уже сейчас.
Своей задачей вижу сделать так, чтобы сельские районы, от которых я избран, не потеряли имеющиеся доходы. У сельхозпроизводителей на предприятиях работают люди. Эти предприятия должны развиваться: обновлять технику, открывать новые производства по переработке…
Наш агропромышленный комитет озабочен и решением кадровых вопросов для села. Этому было посвящено одно из расширенных заседаний комитета, прошедшее в Тимирязевской сельхозакадемии. Что привлечёт молодого специалиста на село? Ответ прост: дом, машина, хорошая зарплата. И тогда этот специалист пустит корни, обзаведётся семьёй. А как мы это можем обеспечить? Только сохранив доходность сельхозпредприятий. Всё связано.
Давайте смотреть правде в глаза: пшеница нового урожая в этом году дешевле не будет. Вот одна из причин. При производстве минеральных удобрений затраты на газ составляют 70 процентов. А при сегодняшней цене на газ сколько будут стоить удобрения в Европе? И возможно, цена на пшеницу в 330 долларов покажется сказочной.
Я вижу, что мир переходит в другую плоскость. А мы живём в мире, где всё связано. Вот и в Америке инфляция 9 процентов, давно такого не было.
Для регулирования должны применяться рыночные механизмы. Ещё раз повторю: очень сложно, но нужно всё сбалансировать. Давайте представим другой вариант: у сельхозпроизводителей доходы снизились. Они начинают меньше удобрений вносить, меньшие урожаи получать, меньше продавать, меньше налогов платить…. Цепная реакция. А сельхозпредприятия не только налоги платят, но, уверен, помогают своим станицам, хуторам, посёлкам, участвуя в жизни населённых пунктов. По крайней мере, мы так поступали, когда я был руководителем аналогичного предприятия.
Все депутаты «ЕДИНОЙ РОССИИ» в аграрном комитете разделяют то, о чём я сказал выше. Мы не молчим, доносим свою точку зрения. Для фермеров это актуальные вопросы. Кстати, их съезд их общероссийской организации под руководством В.Н. Плотникова пройдёт на днях – 16-17 февраля. На нём и я буду присутствовать. И речь обязательно пойдёт о развитии села.

О соцсетях, обращениях избирателей и комментариях
– Дмитрий Николаевич, что представляет собой работа депутата Госдумы? Ведь это не только заседания.
– Верно. Заседания в Государственной Думе занимают по три недели в месяц. Оставшееся время – региональная неделя, когда мы приезжаем в свои округа и общаемся с избирателями. И я так делаю.
О встречах рассказываю в социальных сетях, я там абсолютно доступен. У меня есть страничка в Инстаграм, так что можно писать в директ. А также – чат в Телеграм. Если вы зайдёте в этот чат, то увидите там 500 с лишним человек. Самые активные – жители Ейского района. Так что ко мне можно напрямую обращаться.
– А жители Павловского района вам пишут? Были случаи, когда помогли им разрешить ту или иную проблему?
– Конечно. Буквально сегодня. До того, как приехать к вам в редакцию, я занимался вопросом одной павловчанки. Она рассказала о своей проблеме в моём чате, ей ответил не я, а другие посетители чата – так бывает, что они общаются между собой, что-то советуют друг другу. Не получив быстро помощи, женщина написала, что разочаровалась и не верит мне больше. Прочитав это, сразу приехал. Обратившаяся – инвалид, у женщины возникла проблема с подключением газа и расходами на газовое оборудование.
– И чем дело решилось?
– Помог материально. Встретился с представителями вашей администрации, тоже обещали помочь. Вот так совместно и работаем. Считаю, что инвалидам, а также детям, старикам нужно помогать в первую очередь.
– Дмитрий Николаевич, как у вас складываются отношения с администрациями районов, которые вы представляете?
– Отношения у меня хорошие на всех территориях. А с администрацией Павловского района – традиционно хорошие, с главой Б.И. Зуевым – полный контакт и взаимопонимание. Всех хочу поблагодарить за сов-местную работу.
– Мы, сотрудники редакции, познакомились с вами заочно, когда вы вели свою предвыборную кампанию в прошлом году. С тех пор просматриваем ваши соцсети, читаем ваши публикации на различных сайтах в Интернете. Вы довольно активный пользователь соцсетей.
– Я часто встречаюсь с молодыми депутатами и говорю: ведите соцсети, рассказывайте о своей работе. Ведь мы делаем очень много хороших вещей, принимаем нужные законы, но почему-то стесняемся об этом говорить. Соцсети дают возможность прямого общения с избирателями.
– Сколько времени тратите на соцсети в день?
– Часа два как минимум. Люди должны видеть, что их не просто читают, но и отвечают. Надеюсь, меня надолго хватит.
Важно, чтобы избиратели могли обратиться напрямую со своей проблемой к депутату, а не жаловались непонятно кому. Некоторые проблемы я могу решить, некоторые – нет, об этом говорю честно. Уверен, помогать должны все, у кого есть возможность, а не только депутаты. Доб-ро возвращается, втройне. Это проверено.
– В сетях «живут» самые разные люди. И культурные, и не очень. А ещё есть те, кто любит провоцировать. Как вы относитесь к разному негативу в комментариях?
– Считаю, что депутат – публичная персона, он должен быть открыт. Есть негатив конструктивный, и на него следует реагировать, исправлять. А есть негатив, на который должен быть иммунитет. Всегда может найтись тот, кто захочет поднять шум в медиа и сетях вокруг какой-нибудь темы, персоны, заработать на этом себе быстрый успех. При этом, не вникая в суть проблемы, иногда – специально.

Штрихи к портрету
– Попадались ваши фотографии, Дмитрий Николаевич, где вы в хоккейной форме. Какие у вас отношения с хоккеем? Следите за происходящем на Олимпиаде в Пекине? За кого болеете?
– Не хватает времени смотреть, хотя хотел бы. А с хоккеем у меня такая история. У нас в Тихорецке лет десять назад открылся ледовый дворец. На коньках я ни разу не стоял. Поставил себе цель: научусь и буду играть. Тренировался три раза в неделю, тренировки проходили поздно, часов в 10 вечера. И так из раза в раз. Научился. Более того, участвовал в первенстве Краснодарского края во второй группе. Это первенство любительское. Мы победили в этом первенстве, и я повесил коньки на гвоздь. Я себе всё доказал. Пять лет было отдано хоккею.
А вообще я очень люблю футбол и охоту. Пытаюсь организовать футбольную команду в Госдуме, но пока не выходит, ковидные ограничения всякие…
– Поставить цель и доказать себе – это ваш принцип?
– Я всегда стараюсь карабкаться вверх. Если ввязался, то должен победить, иначе не буду начинать.
– И с выборами в Госдуму так?
– Это было сложно сделать. Особенно – по округу, в котором тебя не знают. Я приходил в зал, люди на меня сначала критично смотрели. Я озвучивал проблемы, которые волновали собравшихся. Откуда знал? Из жизненного опыта. Мне говорили: слушай, мы что-то не понимаем, из какой ты партии. А почему членство в «ЕДИНОЙ РОССИИ» может мне помешать назвать чёрное чёрным, а белое – белым? Например, я считаю, что предприятия должны платить налоги по месту своего нахождения, а не юридической регистрации, как сейчас. И говорю, что буду всё делать, чтобы изменить положение дел. И вопрос этот уже обсуждается.
Мне есть что сказать людям, что ответить. Радует, когда удаётся решить то, что обещал, или помочь кому-то.
– Спасибо за интервью, Дмитрий Николаевич.

Ирина Чехутская.
Фото Максима Касьяна и предоставленное Д.Н. Лоцмановым.