Появились они в 2015 году в качестве эксперимента в 4-х классах. В дальнейшем написание ВПР распространилось на 5 и 6-е классы, с 2018 года на 7-е, 8, 9, 10 и 11 классы. Теперь ВПР проходят в 4-8-х классах и 10-11-х с марта по май.

По данному вопросу мы беседуем с начальником управления образованием Татьяной Владимировной Чекиной.

Татьяна Владимировна, какова цель ВПР?

– Главная цель – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретной предметной области, чтобы своевременно сделать коррекцию.

Как организованы ВПР в школе?

– Их проводят на втором-третьем уроке с видеофиксацией. В зависимости от предмета работа занимает один или два урока. Подготовка проходит так:

Первое. Для проведения проверки школа регистрируется на сайте сопровождения ВПР, который дает доступ к работам.

Второе. Контрольно-измерительные материалы в зашифрованном виде размещаются на портале за три дня до проведения работ.

Третье. Каждому ученику присваивается индивидуальный код, чтобы на самой работе не было ФИО ученика для избежания субъективного мнения при проверке работ учителями.

Четвёртое. Критерии оценки и электронная форма отчёта размещается в тот же день после проведения работы.

Почему все должны писать ВПР?

Всероссийские проверочные работы пишут все ученики. Говоря об 11-х классах, стоит уточнить следующее: на этих этапах обучения проводится итоговая аттестация в форме ЕГЭ, для подготовки к которой ученик целенаправленно выбирает школьный предмет и к нему готовится. По данному предмету он не пишет ВПР, так как здесь не будет проверки «школьных» знаний.

В ВПР проверяются именно знания, которые даёт школа. Их результаты открыты для родителей и учеников. Это дает возможность понять реальную ситуацию по предмету в школе, регионе, муниципалитете и скорректировать изучение данного предмета.

ВПР могут не писать дети с ОВЗ по заявлению родителей.

Какие положительные стороны написания ВПР?

  1. Функция контролирования ВПР позволяет учителю увидеть реальные результаты своей деятельности.
  2. Списывание становится сложнее, ведь ВПР проходит с видеофиксацией. Некоторые работы проходят на компьютере, например, английский язык в 7-х и 11-х классах проходит с ограниченным временем и аудио записью процесса. В этом году есть возможность попробовать еще ученикам 5-8-х классов и по другим предметам (как выберет школа) также написать ВПР в компьютерной форме.
  3. ВПР не несёт дополнительной нагрузки на учеников, так как заменяет итоговые контрольные по предметам. Не рекомендуется использовать результаты ВПР для выставления годовой оценки по предмету, но каждая школа вправе решать о влиянии результата ВПР на итоговую оценку по предмету на своем уровне.
  4. Всероссийская проверочная работа позволяет избавиться от понятия «ненужный» предмет. Некоторые дети осознанно не учат предмет в школе, уделяют ему мало внимания, считая, что он не пригодится им в реалиях настоящего мира. ВПР задают тот приемлемый уровень, в рамках которого ученик может взять все самое значимое для дальнейшей жизни.

А отричцательные?

– Учителя по-прежнему не понимают целей ВПР, поэтому запугивают учеников и их родителей, натаскивают на выполнение заданий вместо поэтапного включения их в содержание уроков соответствующей тематики. Из-за того, забывают использовать задания ВПР в качестве диагностической работы, чтобы повысить качество образовательных результатов учеников. А из этого вытекают следующие минусы. Это стресс, возникающий из-за боязни выполнить работу не в соответствии со своей оценкой по предмету. Далее не оправдать ожиданий учителя или свои собственные надежды и возникновение формализма. На протяжении года может появиться «натаскивание» на тестирование со стороны учителей, заменяющее нормальный учебный процесс, где основная задача получение знаний.

А о чем говорят результаты проверочных работ?

– Дают возможность ученикам говорить о получении общего образования в полном объёме, а не только подготовки к определённым предметам.

Результаты выполнения ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории детей. Они также используются для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения. Являются показателем совершенствования преподавания в образовательных организациях РФ и служат развитию региональных систем образования.

Проверочные проводят, чтобы оценить качество образования в школах по всей стране. Их результаты используют на разных уровнях органы власти, школы, учащиеся и родители.

Школы используют результаты ВПР, чтобы:

  • провести самодиагностику;
  • определить, каких учителей направить на повышение квалификации и по какому профилю;
  • принять управленческие решения по корректировке образовательной деятельности.

С помощью результатов ВПР учащиеся и их родители:

– оценивают, насколько школа дает хорошие знания;

– выявляют склонности детей, проблемные зоны в их обучении – строят собственную траекторию образования.

Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, (например, для учителей начальных классов) какие предметы у них получается вести хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы донесения знаний своим подопечным.

Что делает конкретно учитель после ВПР?

Учитель, когда разрабатывает рабочие программы по предмету:

– включает задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач;

– организует коллективную проектную деятельность;

– включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.

Многих родителей интересует вопрос, зачем нужны ВПР, если ребята и так все время пишут контрольные и самостоятельные работы.

Ответ простой: ВПР, прежде всего, оценивает школу и учителей и влияет на конечный рейтинг школы.

Специалисты пришли к единому мнению, что ежегодное проведение таких работ в результате позволит:

  • Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
  • Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
  • Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
  • Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
  • Даст возможность улучшить общую систему обучения.

А почему бы не оставить внутренние контрольные работы прежними?

– Внутренние контрольные работы составляют учителя и методисты по программе школы. Оценка по таким контрольным далеко не всегда отображает объективные знания детей. Министерство просвещения ввело ВПР, чтобы стандартизировать проверку знаний и понять качество подготовки самой школы.

Важно понимать, что результаты ВПР не влияют на получение аттестата и на перевод школьника в следующий класс. Поэтому не стоит считать их чем-то вроде переходного экзамена из класса в класс.

Как надо готовиться к ВПР

– Готовится к ВПР просто — хорошо учиться по предметам в течение года. А учителям систематически включать задания ВПР на уроках и во внеурочное время.

Сейчас категорически запрещено натаскивать детей на ВПР. И если есть такие случаи, то мы просим родителей обращаться к администрации школы или звонить на телефон горячей линии управления образованием (тел.5-20-59).

Чтобы понять, что собой представляют задания ВПР, я рекомендую родителям выйти на сайт ФИСОКО и распечатать самостоятельно демоверсии с сайта и прорешать их дома. Сразу станет понятно, где есть пробелы или недопонимание формата заданий.

Главный совет для родителей — это настроить ребенка на то, что ВПР — это не страшно, просто очередная контрольная, которая покажет, как он учился весь год и какой он материал усвоил лучше, а какой хуже.

И, что важно, ВПР проверяет не столько знания ученика, сколько квалификацию учителя.